
Исследователи природы
Эколого-краеведческий квест "Вдоль Ояша"
Выполнила: Блинова Алина
ученица МКОУ Болотнинского района Новосибирской области
Новобибеевская СОШ имени А.И. Данильченко,
обучающаяся районного историко-краеведческого клуба "Заветными тропами"
Руководитель:
Мигель Н.А., ПДО
НСО, Новобибеево 2018
Содержание
Введение
Актуальность создания эколого-краеведческого квеста
Методы и методики исследования
Основная часть
Методика разработки эколого-краеведческого квеста «Вдоль Ояша»
Описание эколого-краеведческого квеста «Вдоль Ояша»
Содержание экскурсионного квест-маршрута «Вдоль Ояша»
Апробации краеведческого экскурсионного квеста «Вдоль Ояша»
Заключение
Выводы
Перспективы исследований
Список литературы
Введение.
Я, Блинова Алина, родилась и живу в самом прекрасном месте – селе Новобибеево Болотнинского района Новосибирской области. На протяжении четырёх лет я подробно изучаю историю своего родного села: его основания и развития. Мною были описаны традиции, бытующие на его территории, особенности природы и взаимоотношение людей с окружающими их природными объектами. Летом 2017 года я решила создать эколого-краеведческий квест «От заимки до карьера», который был ориентирован на старшеклассников. После апробации квеста стало понятно, что материал, представленный в нём, интересный, насыщенный. Я была удовлетворена результатами. Отзывы моих сверстников натолкнули меня на новую работу – создание экскурсионного квеста для обучающихся 5-7 классов.
Экскурсионный квест – это та форма, в которой я могу более доступно и интересно рассказать о своей малой родине, особенностях её природы и традициях природопользования:
Материал, который содержится в маршруте, может стать полезным и для педагогов, работающих в моей школе и школах Болотнинского района. На его основе можно провести интересное занятие, тем более в юбилейный год для Новосибирской области.
Материал представлен таким образом, что может состояться и заочное путешествие.
Данный маршрут ориентирован на школьников с 5 по 7 классы.
Данный краеведческий квест могут проходить как одна, так и две команды одновременно.
Для создания точного и полного по описанию квеста мною была проделана исследовательская работа.
Объект моего исследования – участок реки Ояш, находящийся на территории Новобибеева.
Предмет исследования – традиционное природопользование ресурсами реки Ояш в селе Новобибеево.
Цель – на основе собранного материала создать краеведческий экскурсионный квест "Маршрут «Вдоль Ояша».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с описанием квест-технологии в научной литературе.
2. Выделить основные признаки экскурсионного квеста.
3. Изучить историю основания села Новобибеева.
4. Изучить особенности природы в окрестностях села.
5. Проанализировать издания научной и периодической литературы по истории заселения территории реки Ояш.
6. Изучить и проанализировать материалы из архива районного историко-краеведческого музея.
7. Изучить и проанализировать материалы по традиционному природопользованию местным населением: промыслы, традиции в природопользовании, отношение к объектам природы.
8. Зафиксировать природные объекты, которые сохранились и продолжают влиять на жизнь местного населения.
9. Составить на основе собранных материалов краеведческий экскурсионный квест «Вдоль Ояш».
В ходе работы мною были использованы следующие методы исследования:
1. Картографический метод, который позволил зафиксировать местонахождение всех остановок, включённых в квест, определить его протяжённость.
2. Аналитический метод:
Анализ научной литературы по методике создания экскурсионных образовательных квестов;
Анализ архивных источников, находящихся в районном историко-краеведческом музее;
Изучение периодических изданий, в которых были освещены вопросы по истории природопользования в селе Новобибеево;
Анализ собранного материала для создания заданий и подсказок на остановках в квесте.
3. Метод сопоставления позволил сравнить результаты изучения и анализа архивных источников с научной литературой и результатами апробации квест–технологии на практике.
4. Экспедиционный метод включил в себя опрос местного населения (интервьюирование), старожилов села Новобибеева, фотографирование объектов природы.
Для более эффективного достижения цели мною была составлена методическая разработка краеведческого экскурсионного квеста. (Приложение 1).
Во время проведения краеведческого экскурсионного квеста «Вдоль Ояша» я активно использовала приёмы: объяснение, экскурсионная справка, соучастие и цитирование, переключение внимания, зрительная реконструкция, комментирование и зрительное сравнение, зрительная реконструкция и ссылки на очевидцев, вопрос-ответ, описание, панорамный показ.
В работе я постаралась осветить исторические факты, которые способствовали развитию населённого пункта Новобибеево и какое значение для местного населения имеет река Ояш и ее связь с одной из крупнейших рек Сибири - Обью. Было собрано большое количество топонимов. Чтобы объяснить их появление и морфологическое значение, я опросила местное население и зафиксировала результаты.
В квесте особое внимание уделяется природе моего родного села: выполнение практических работ на остановках позволяет приобщить детей к исследованию природы, прививает внимательное и бережное отношение к ней. Помимо раскрытия исторических и природных предпосылок появления населённого пункта Новобибеево, мне было важно изучить и проанализировать традиционное природопользование у местного населения: промыслы, традиции в природопользовании, отношение к объектам природы. Поэтому и задания в квесте подобраны соответствующие данной теме.
Отдельное внимание уделяется Новобибеевскому каменному карьеру - одному из крупнейших предприятий по добыче гранита в Новосибирской области.
Маршрут краеведческого экскурсионного квеста «Вдоль Ояша» представлен мною схематично.
Основная часть
I. Методика разработки краеведческого экскурсионного квест-маршрута «Вдоль Ояша»
1. этап: изучить литературные и интернет–источники по вопросу создания краеведческих экскурсионных квестов;
2. этап: подготовить опросники и провести краеведческую экспедицию в селе Новобибеево, зафиксировать результаты интервьюирования;
3. этап: расшифровать результаты краеведческой экспедиции (интервьюирование старожилов, картографирование);
4. этап: на основе полученных данных составить карточки экскурсионных объектов;
5. этап: составить квест-задания для каждой остановки, соответствующие выбранным экскурсионным объектам;
6. этап: разработать творческие подсказки, необходимые для продвижения от одной точки маршрута к другой;
7. этап: предварительно пройти квест-маршрут «Вдоль Ояша» с целью отработки информации и уточнения объектов на каждой точке, на этом же этапе сделать фотографии объектов;
8. этап: анализ результатов, формулировка выводов.
II. Описание краеведческого экскурсионного квеста «Вдоль Ояша»
1. Название квест-маршрута: «Вдоль Ояша».
2. Вид маршрута: линейный.
3. Протяжённость маршрута: 3 км 200 м.
4. По способу передвижения: пеший.
5. Продолжительность прохождения маршрута: 2 часа 30 мин.
6. Рекомендуемый сезон года: июль – сентябрь.
7. По содержанию квест-маршрут: тематический (историко-краеведческий с экологическим акцентом на традиционном природопользовании).
8. По месту проведения: комплексный (загородный, по селу и производственный в карьере).
9. По форме проведения: квест-экскурсия с участием экскурсовода.
10. По составу и количеству участников: школьники, местное население и приезжие; групповой (от 4 до 8 человек) и индивидуальный (1-3 человека).
11. Возможности использования: в школе на уроках и факультативах, в творческих объединениях туристско-краеведческой и естественнонаучной направленностей.
12. Задача участников краеведческого экскурсионного квеста: проследовать по маршруту с помощью подсказок, на каждой остановке выполнить предлагаемые задания и собрать все части картины-пазла.
13. Маршрут: Квест начинается на берегу реки Ояш в месте под названием «Первая грязка», далее участники по подсказке следуют по реке против течения к мосту; выполняют задание и по подсказке приходят к «Кривуле», прослушивают экскурсионную справку , выполняют задание и по подсказке следуют к следующей остановке под названием «Перекат»; работают с портфелем экскурсовода и по подсказке подходят к следующей остановке «Электрика»; выполняют задание и отправляются к остановке «Пруд», прослушивают экскурсионную справку, выполняют задание, затем заходят на территорию предприятия по добычи гранита (каменный карьер), прослушивают экскурсию, выполняют задание, складывают из кусочков пазла карту, по которой отыскивают «Клад» (значки с эмблемой квеста для каждого участника).
14. Текст карточек экскурсионных объектов.
III. Содержание экскурсионного квест-маршрута «Вдоль Ояша»
Остановка № 1 «Первая грязка»
Здравствуйте, меня зовут Блинова Алина. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Мы находимся на берегу реки Ояш. Эта река очень важна для нашего села. Но не будем забегать вперёд, а начнём с самого начала. Деревня Новобибеево началась с заимки…
Рассказ: о истории села; о том почему, Бабею Титычу пришлось переехать на территорию будущей деревни Новобибеево; об основных занятиях первопоселенцев; о синей, белой и красной глине, залегающей вдоль реки Ояш и кирпичном заводе.
Задание 1:
Объясните старинную русскую загадку: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».
Ответ:
Это — глиняный печной горшок. Сначала он был просто глиной, которую гончары копали из ям или карьеров — «копанцев». «Топанец» — ровная площадка, посыпанная песком, где глину долго мяли, топтали ногами, пока она не превращалась в однородную массу. Затем на «кружале» — гончарном круге — ей придавали форму. После сушки заготовка горшка отправлялась на «пожар» — на обжиг в печь, горн, а то и на костер. Последняя стадия процесса — «обвар»: еще горячий горшок окунали в молочную сыворотку или овсяный кисель, отчего он становился прочнее. Потом горшок кормил и поил людей, а когда становился «стар», например трескался, заботливые хозяйки перевязывали его полосками распаренной бересты — «пеленали», — и он еще долго служил в домашнем хозяйстве.
Подсказка № 1: «Вам с рекой не по пути, супротив должны пойти. До места под номером два»
Остановка № 2 «Вторая грязка»
Это место знает любой новобибеевец, именно здесь располагаются сенокосы жителей села. На берегу Ояша в этом месте расположены поля, трава здесь сочная.
Рассказ о сенокосе, расшифровыванние топонимов покосов (Семенова елка, Пустошиловский покос, Лапоша, Митягинские лужки).
Задание 2:
Распределите картинки в логической последовательности, иллюстрирующей заготовку сена.
Ответ:
Подсказка № 2: Найдите то место, где река разделяет, а человек объединяет.
Оставка № 3 Новый мост
Вот и тот самый мост, который связывает лесничество с селом.
Весной когда река Ояш разливается, жители улицы Лесной могут попасть в село Новобибеево только по лодочной переправе.
Рассказ о мостах на реке Ояш, о Лесничестве, о паводке и переправе.
Задание 3:
Решите задачу. Человеку, стоящему на одном берегу реки надо переправиться на другой берег используя лодку. С ним надо переправить также волка, козу и капусту. В лодке может поместиться только два объекта. Если оставить одних волка и козу, то волк съест козу. Если оставить одних козу и капусту, то коза съест капусту. Волк капусту съесть не может. В присутствии человека никто никого не ест. Как же переправить человеку себя и остальных, чтобы никто никого не съел?
Ответ:
Сначала человек должен перевезти козу, волк капусту не ест. Далее он перевозит капусту и тут же обратно забирает козу, после чего перевозит волка и оставляет его вместе с капустой. Затем перевозит козу.
Подсказка № 3:
Доска объявлений газеты «У Лукоморья»
1. Поделюсь секретами долголетия! Вечную жизнь гарантирую!
2. Снимусь в рекламе «Как в 300 лет выглядеть на 85»!
3. В обмен на спокойное проживание выполняю любые три желания!
4. Срочно приобрету бутылку подсолнечного масла: отлежал бок!
5. Ищу спонсора для участия в конкурсе плача!
6. Ищу серую во всех отношениях личность для работы в артели по ловле рыбы из проруби.
7. Внимание! Уникальное шоу — хождение по цепи с одновременным исполнением номеров художественной самодеятельности!
8. Хочу подружиться с прекрасным и несравненным отроком и обещаю служить ему вечно!
Необходимо определить кто из сказочных персонажей мог разместить объявления в газете «У Лукоморья», и кто из персонажей –герои русских сказок, а кто зарубежных. Направление движения укажет тот персонаж, который не входит в группу героев русских сказок.
По карте определяют направление. Участники квеста продолжают путь против течения в юго-западном направлении.
Остановка № 4 «Кривуля»
Мы находимся в месте под названием «Кривуля». Оно названо так из-за природных особенностей. Здесь Ояш делает резкий поворот, река как бы кривится, вот и закрепилось название кривуля.
Объяснение топонима Ояш. Рассказ о традиционном использовании местным населением песка и гальки.
Задание № 4:
Заполните схему «Традиционное использование песка в Новобибеево»
Ответ:
Чистка и полировка деревянных стен и полов;
Строительство жилых и производственных объектов;
Создание асфальтового полотна;
Мытьё посуды (особенно закопчённой);
Создание напольного покрытия и сварочных элементов;
Для посыпки дорог в зимний период;
Незаменим при чистке аквариумов;
Для нормализации состава почвы.
Подсказка 4:
Найдите место, где вода преодолевает препятствие.
Остановка № 5 «Перекат»
Перекат получил название от множества камней, находящихся в этом месте. Вода перекатывается с камня на камень.
Здесь я предлагаю обратить внимание на флору реки Ояш. (Рассказ о краснокнижных растениях, произрастающих в бассейне реки Ояш. Рассказ о традиционном промысле – плетение из лозы).
Задание № 5
С помощью иллюстраций определите растение и заполните таблицу.
Подсказка 5
Название следующей остановки напрямую связано с зашифрованным явлением.
Остановка № 6 «Электрика»
До 50-х годов в деревне не было электричества, а в этом месте на берегу стоял трансформатор. Его включали на 2 часа. Трансформатора нет уже несколько десятилетий, а название закрепилось и сохранилось до сих пор.
Рассказ о традиционном промысле – рыболовство. Видовое разнообразие рыб, способы и приспособления для рыбалки.
Задание № 6
Определите название рыб, которых ловят новобибеевские рыбаки уже не одно столетие.
Подсказка 6
Разгадайте шифр, он подскажет, куда идти.
Остановка № 7 «Пруд»
Сейчас мы находимся на месте под названием "пруд", потому что в начале прошлого века здесь стояла мельница и образовалась запруда. Сейчас от мельницы остались только сваи, а место на реке так и называется пруд. Рассказ о мельницах начала XX века. Способах помола зерна.
Задание № 7
Подсказка 7
Отгадайте известные фразеологизмы зашифрованные в картинках. Наша следующая остановка там, о чём говорится во всех четырёх случаях.
Остановка № 8 «Каменка»
Если мы повернемся на 180 градусов то увидим гору-Каменку. Гора Каменка на самом деле не гора, а крутой склон к реке, на котором выступают каменные валуны. Рассказ о граните, его свойствах и использовании человеком.
Задание № 8
Какие минералы изображены на фото? Что они образуют, соединяясь?
Подсказака 8
Последняя наша остановка будет в том месте, где добывают этот минерал.
Остановка № 9 «Новобибеевский карьер»
Новобибеевский карьер ведет свою историю с 4 марта 1963 года, раньше это была каменоломня по добыче камня для строившейся в районе железной дороги. Камень добывался вручную и вывозился к железной дороге на лошадях. Рабочие каменотесы жили в бараках. Сейчас Новобибеевский карьер - это крупный и развивающийся карьер, обладающий современными технологиями по производству щебня.
Сотрудник карьера проводит экскурсию.
Но вот наш маршрут завершён. Мы прошли вдоль берега Ояша, через всё село Новобибеево.
Предлагаю нарисовать нашу «реку открытий». (Работают со схемой)
Мы попытались понять, как наши предки осваивались в этих местах, учились использовать природные ресурсы, выстраивать свою жизнь исходя из природных условий. Увидели, как относится к природе наше поколение и сможем понять, что ждёт наших детей, какие природные богатства им достанутся, а чего они никогда уже не смогут увидеть.
Много интересных моментов и фактов мы узнали и из истории нашего населённого пункта. Надеюсь, маршрут останется в вашей памяти и вы всегда будете любить и беречь природу малой родины, гордиться её историей.
IV. Апробации краеведческого экскурсионного квеста «Вдоль Ояша».
При работе над экскурсионным квестом «Вдоль Ояша» мною было изучено большое количество архивных материалов школьного музея, а также проанализирован экспедиционный материал, собранный летом 2017 года.
На основе полученных данных были составлены краеведческий экскурсионный квест, карточки экскурсионных объектов, методическое описание квест-маршрута, разработаны задания и подсказки.
Данный экскурсионный квест-маршрут планируется реализовать в рамках проведения летнего школьного лагеря. Приглашаются для участия в квесте «Вдоль Ояша» обучающиеся 5-7 классов (15 человек).
Мною разработан алгоритм апробации квеста:
I. До проведения квеста обучающимся будет предложена вводная анкета:
1. Кто был основателем Старобибеева?
2. Что привлекало переселенцев в наших краях?
3. Назовите причины появления населённого пункта Новобибеево.
4. Какие традиционные промыслы, бытующие на территории Новобибеева, вы знаете?
5. Что такое топоним?
6. Какие топонимы встречаются в вашем селе?
7. В каком году было образовано предприятие каменный карьер?
8. Что добывают на этом карьере?
9. Каких животных и растения, занесённые в Красную книгу России и Новосибирской области, вы встречаете в окрестностях нашего села?
10. Как вы думаете, какое влияние оказывает карьер на природу нашего села?
II. Анализ, полученных ответов.
III. Прохождение обучающимися предложенного квест-маршрута «Вдоль Ояша.
IV. После прохождения квеста обучающимся вновь предлагается ответить на вопросы анкеты.
V. Анализ полученных ответов. Ответы, степень их развёрнутости и точности позволит определить уровень интереса к услышанному материалу.
VI. Помимо этого, в конце квеста ребятам будет предложено поработать с картой «река открытий».
Работа групповая. Каждому участнику квеста выдаются стикеры обозначающие:
• «Открытие! Я этого не знал»
• «Я это знал, но было интересно!»
• «Ничего нового не узнал»
• «Очень интересно!»
• «Скучно»
• «Расскажу друзьям и родным»
На схеме квест-маршрута обозначены пройденные остановки. Задача: разместить стикеры согласно отношению к каждой остановке. По результатам заполнения «Дороги открытий» можно будет сделать общий вывод о прохождении квест-маршрута в целом.
Заключение
В заключении хочется отметить, что цель исследования – создать краеведческий экскурсионный маршрут «Вдоль Ояша», была достигнута. А все поставленные задачи были полностью решены.
Работа над данным квест-маршрутом для меня самой стала очень интересной.
Было собрано большое количество топонимов. Чтобы объяснить их появление и морфологическое значение я опросила местное население и зафиксировала результаты.
Помимо раскрытия исторических и природных предпосылок появления населённого пункта Новобибеево, были изучены традиции природопользования у местного населения, промыслы, отношение к объектам природы.
Отдельное внимание в работе уделяется Новобибеевскому каменному карьеру: одному из крупнейших предприятий по добыче гранита в Новосибирской области, его экономическому и экологическому влиянию.
Я сама прошла весь маршрут. Подсказки и задания, разработанные мною разноплановы: позволяют участникам квеста проявить себя творчески и интеллектуально, обозначить свою социальную позицию (по отношению к природе родного края). Кроме этого, мною предусмотрены экскурсионные приёмы, поэтому во время прохождения квеста каждый участник будет иметь возможность узнать много нового и интересного.
Надеюсь, что квест-путешествие «Вдоль Ояша» будет интересен ребятам нашей школы!
Список использованной литературы:
1. Горошко Н.В., Литвинова О.С. «Практические работы на местности и образовательные квест-маршруты по изучению природы родного края» учебно-методическое пособие, Новосибирск, 2017г
2. Косовец В.И. «Заселение и освоение окресностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья, г. Юрга: 2010г
3. Материалы архива районного историко-краеведческого музея Болотнинского района.
4. Миненко Н.А. «По старому московскому тракту», Новосибирск, 1990г.
5. Новиков А.В., Майничева А.Ю., В.М. Кравцов, М.В. Грес «Прошлое Болотнинской земли». – Новосибирск: АртИнфоДата, 2003г.
6. Протоколы опроса жителей Старобибеева и Новобибеева.
7. Internet–ресурсы:
http://odetprazdnike.ru/zadaniya-dlya-kvesta-dlya-detej.html#i
http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf
http://www.proza.ru/2011/12/11/1198
http://novobibeevo.ru/card/general
http://www.nkuoao.ru/kariery/novobibeevskiy-karier/

Электрика

Поля второй Грязки

Паводок на Ояше

Карьер

Дорога в Старобибеево

У моста