Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Исследователи природы


Сохранность пещеры Бородинская

Выполнили: Волощенко Анна, Сокурова Дарья

ученицы 3 класса МБОУ СОШ № 18 города Абакана

Руководитель:

Митченко А.М., учитель начальных классов

Абакан, 2018


Содержание

Введение

1. История пещеры Бородинская

2. Летучие мыши

3. Натёчные образования

4. Влияние человека на пещеру

5. Анкетирование

6. Учёт численности летучих мышей в пещере Бородинская

7. Изготовление плаката

8. Экологический выезд

9. Заключение

Список литературы

Приложение



Введение


Однажды побывав в пещере Бородинская с нашей классной руководительницей, мы заметили, что пол пещеры усыпан мусором, который принесли люди. Пройдя вглубь пещеры, мы обратили внимание на то, что светлые стены испачканы отпечатками грязных рук, сталактиты обломаны, натёчные образования испорчены или разрушены. Так же в ходе нашего похода мы заметили, что в пещере есть летучие мыши, которые спят, зацепившись лапками за потолок и стены пещеры. Мы обратили внимание на то, что пещера огромная, а летучих мышей очень мало и задумались над тем, что это связано с частым и массовым появлением людей.


Мы знаем, что планета на гране экологической катастрофы: водоемы и леса загрязнены мусором, который производит человек. Многие виды животных исчезают из-за вмешательства человека. Подземный мир тоже страдает от человека. И если мы не можем оградить пещеры от человеческих рук, то мы должны научить людей правильному и безвредному посещению пещер.


Цель: Разработать комплекс мероприятий по сохранности пещеры и популяции летучих мышей.


Гипотеза: комплекс мероприятий поможет увеличить популяцию летучих мышей и сохранить пещеру Бородинскую.


Объект: пещера Бородинская.


Предмет: комплекс охранных мероприятий.


Задачи:

- провести анкетирование жителей г.Абакана;

- изучить историю пещеры Бородинская;

- изучить особенности образа жизни летучих мышей;

- изучить особенности роста натёчных образований;

- провести экологический выезд в п.Бородинскую;

- вести учет численности летучих мышей в п.Бородинская;

- разработать правила культуры посещения пещер.


Проблема: пещера Бородинская находится вблизи города Абакана, является легкодоступной и люди массово посещают ее, тем самым нанося непоправимый вред пещере и ее жителям.


Методы:

1. Теоретические:

- изучение материалов об истории п.Бородинская;

- изучение материалов о жизни летучих мышей.





2. Практические:

- наблюдение;

- сбор информации;

- анкетирование

- анализ;

- экологический выезд;

- вывод.



1. История пещеры Бородинская


Пещера Бородинская была открыта около 70 лет назад. Первое ее название – Сталактитовая. Такое название ей дали из-за того, что пещера была богата сталактитами и сталагмитами. Вскоре люди установили на входе бетонную стену. Из-за установки стены нарушилась циркуляция воздуха и климат пещеры, а это привело к полному таянию древнего ледника и гибели большой колонии летучих мышей. Через несколько лет стену убрали, но ледник так и не восстановился.



2. Летучие мыши


Летучие мыши очень важны в природе – они опыляют цветы и спасают урожай от вредителей. Приносят пользу они и человеку, ведь одна мышь способна съесть 600 комаров за один час!


Живут мыши в основном в пещерах и ведут ночной образ жизни. Днем они спят, зацепившись лапками за своды стен и потолков пещеры, а ночью вылетают на охоту. Летучие мыши, которые обитают в Хакасии, питаются только насекомыми. Зимой насекомых нет, и летучие мыши остаются без питания. Чтобы летучие мыши не погибли от голода, они впадают в спячку на несколько месяцев. Во время спячки все жизненные процессы замедляются для сохранения энергии. Спячка начинается в октябре, а просыпаются мыши в апреле.



Если разбудить летучих мышей во время спячки, то они будут летать в поисках питания, тратить на это свои силы и энергию. А в зимний период насекомых нет, и летучая мышь останется без пищи. Повторно заснуть она не сможет и погибнет от голода, не дожив до весны.



3. Натёчные образования


В пещерах часто можно встретить кальцитовые натечные образования самых разным форм и размеров. Самые популярные, похожие на сосульки – это сталактиты, а столбики, которые растут на полу, называются сталагмиты. Растут они с помощью воды, которая несет с собой частички кальцита. Природе требуются тысячи лет на создание таких натечные образований. Их рост очень медленный.



4. Влияние человека на пещеру


Посещение человеком пещеры не остаётся бесследным. Люди ломают и пачкают натёчные образования, такие как сталактиты, кораллиты и др. Растут они очень долго – по несколько десятков тысяч лет и не способны восстанавливаться. Так же, люди после себя оставляют мусор в пещере – фантики, свечи, батарейки, крошки хлеба. Некоторые люди, желая оставить напоминание о себе, пишут краской на стенах свои имена. Это, конечно же, не придает пещере красоты.


Присутствие человека наносит губительный вред и летучим мышам. Люди жгут факелы и свечи, от дыма которых погибают летучие мыши. Особенно опасно для мышей, когда люди приходят в пещеру в холодное время года, так как в это время все летучие мыши находятся в спячке. Они могут проснуться даже от тихого разговора, а повторно заснуть не смогут и в конце концов погибнут.




5. Анкетирование


Мы задумались, а знают ли люди, как правильно вести себя в пещерах, чтобы не нанести вред ни себе, ни пещере, ни ее жителям. Поэтому мы разработали анкету для опроса жителей г.Абакана с целью проверить знают ли они культуру посещения пещер.


Анкета состояла из трех вопросов:

1. Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в пещерах?

2. Какие правила поведения в пещере вы знаете?

3. Как человек может помочь в сохранности пещеры?


Мы проанкетировали 30 человек в возрасте от 7 до 45 лет, а так же, во время экологического посещения пещеры мы встретили двух туристов и взяли у них интервью с целью узнать, знают ли они культуру посещения пещер.


Мы задали им всего один, но очень важный вопрос: «какие правила посещения пещер вы знаете?» Они нам ответили: «мы не знаем никаких правил! Но один мужчина сказал, что главное безопасность!», но мы заметили, что они были без касок, что очень опасно, ведь можно удариться головой.



Из 32 человек только пятеро знают как правильно вести себя в пещерах, чтобы и самим не получить травму и не нанести вред подземному миру, а остальные 27 либо не знали никаких правил, либо думали только о своей безопасности.


Проанализировав все полученные ответы, мы пришли к выводу о том, что люди мало думают о своей безопасности, а о бережном отношении к пещере даже не задумываются.


На основании вышесказанного мы разработали комплекс охранных мероприятий по сохранности пещеры Бородинская:

1. Изготовление плаката с призывом бережного отношения к пещерам;

2. Экологический выезд в п.Бородинская;

3. Установка плаката на входе в пещеру;

4. Регулярный учёт численности летучих мышей;

5. Сбор и вынос мусора из пещеры.


6. Учет численности летучих мышей в п.Бородинская


Для того, чтобы выяснить, как меняется количество живущих в данной пещере летучих мышей, нужно регулярно вести их подсчет. У нас есть информация о количестве особей, которую нам передали спелеологи. Они считали мышей в конце декабря 2017г.


Нам стало интересно, изменилось ли их количество или нет, поэтому в рамках проекта мы организовали экологический выезд в пещеру Бородинская. Во время посещения мы вели учет численности рукокрылых. Методом наблюдения мы выяснили, что в основном ходе пещеры, там, где ходят группы туристов, на 25 февраля 2018 года обитает 21 летучая мышь и обнаружили 7 мёртвых.



Сравнив результаты наблюдений за декабрь и февраль, мы пришли к выводу о том, что в пещере Бородинской количество живых летучих мышей за два месяца уменьшилось на 11 особей. Это говорит о том, что группы туристов не соблюдают тишину, летучие мыши просыпаются и вскоре погибают от голода.


7. Изготовление плаката с призывом бережного отношения к пещерам


Мы изготовили плакат с правилами посещения пещер для того, чтобы закрепить его на входе в пещеру Бородинскую.





Затем мы заламинировали плакат несколькими слоями скотча для защиты от влаги.



8. Экологический выезд


Мы совершили экологический выезд в пещеру и закрепили наш плакат на входе, теперь все посетители могут ознакомиться с правилами и научиться культуре посещения пещер.




На фото хорошо виден наш плакат.


Во время прогулки по пещере мы не только считали летучих мышей и любовались красотами подземного мира, но и собирали мусор, который до нас оставили после себя туристы.



Мы ездили в пещеру с родителями и с классным руководителем Митченко Алёной Михайловной.




8. Заключение


В рамках проекта мы разработали комплекс мероприятий, направленных на сохранность подземного мира:

1. Анкетирование жителей г. Абакана.

2. Изготовление плаката с призывом бережного отношения к пещерам;

3. Экологический выезд в п. Бородинская;

4. Обучение людей культуре посещения пещер (установка плаката на входе в пещеру);

5. Регулярный учёт численности летучих мышей;

6. Сбор и вынос мусора из пещеры.


На этом этапе наша работа по проекту не заканчивается, в дальнейшем мы планируем регулярно организовывать экологические выезды, продолжать вести учет численности летучих мышей, изучать нижние и верхние системы п.Бородинской, учить людей культуре посещения пещер.


Если каждый человек, перед спуском в пещеру будет задумываться о последствиях, к которым могут привести его действия, то уже через несколько лет пещера Бородинская будет выглядеть иначе. Мы увидим пещеру, в которой нет мусора, а стены украшены не надписями, а кальцитовыми натёчными образованиями. Пещера станет домом и безопасным убежищем для огромного количества летучих мышей.


Над проектом работают:


Сокурова Даша Волощенко Аня


Руководитель проекта (классный руководитель):


Митченко Алёна Михайловна


Список литературы

1. Плешаков. А.А. Великан на поляне / Плешаков. А.А., Румяенцев. А.А. - Москва: «Просвещение», 2016. – 158с.

2. Танасийчук. В.А. Подземные дворцы / В.А. Танасийчук. – Москва: «Детская литература», 1981. – 30с.

3. Norbert Casteret «The caves» London: «Neville Spearman»,1971. - 315с



Приложение 2. Карта пещеры Бородинская






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий