
Исследователи природы
Индивидуальный проект был представлен
на школьной научно-практической конференции
в МАОУ Гимназия № 14 "Университетская",
город Новосибирск.
Костёр
Автор проекта:
учащийся 4 А класса
Яценко Дмитрий.
Руководитель проекта:
педагог дополнительного
образования ДДТ им. Володи Дубинина Ленинского района г. Новосибирска Ситников Г.В.
г. Новосибирск
2017
Введение
С незапамятных времён костёр, живой огонь, являлся спутником человека разумного. Многие тысячелетия умение развести костёр было умением, от которого зависела жизнь человека. За многие века людьми были отобраны виды костров, наиболее удобные для обогрева, приготовления пищи, для освещения, просушки вещей или даже для подачи сигналов.
В наше время живой огонь для многих стал экзотикой. Но и сейчас в наших домах этот живой огонь остался в пламени свечи, в полыхающих дровах внутри камина или печки. Костром пользуются охотники, учёные, отправляющиеся в экспедиции, туристы. Почти всегда хотя бы маленький костерок разжигают люди, приехавшие на природу просто отдохнуть. Поэтому умение быстро развести костёр важно и сейчас. И важно не только добыть огонь, но и использовать его правильно, чтобы получить от костра всё то, для чего он разведён. С другой стороны, при этом не нанести вред природе. Поэтому теме разведения костра, теме того, какой должен быть костёр посвящено очень много книг для туристов, путешественников, инструкций по выживанию в условиях природной среды.
Вместе с родителями я часто бываю в лесу, в поездках на Алтай или в Хакасию. Там мы разводим костры, и там я вижу, как разводят костры другие люди. И чаще всего эти живые костры, которые увидел я или даже развёл сам, очень сильно отличаются от тех, рисунки которых приведены в книгах. Как рассказал мне мой отец, в книгах приведены образцы усреднённые. А в реальной жизни человек, разводя огонь, ориентируется на ветер, на то, сырые или сухие дрова у него, на свои привычки, на свой опыт и опыт тех людей, с которыми он знаком. А, кроме того, не стоит на месте прогресс. То, что сейчас мы можем добыть огонь, не используя кремень, не высекая искры, не используя силу трения, не может не изменить и сам вид костра.
Поэтому в своей работе мне захотелось изучить то, какие костры и как разводят в наше время люди, которые часто делают это в повседневной жизни, описать современный опыт разведения огня, описать маленькие хитрости, которые используют таёжники. О кострах, о способах их разведения, о видах костров написано очень много, но эта тема будет актуальна всегда, до тех пор, пока люди путешествуют, до тех пор, пока пускай не для приготовления пищи, не для сохранения жизни, но просто для того, что им приятно посидеть у живого огня, они его разводят.Цель проекта.
На основе изучения и обобщения опыта людей, постоянно использующих костёр в повседневной жизни, сделать выводы о том, какие виды костров используются в настоящее время, разработать рекомендации по использованию костров для охотников, туристов, для отдыхающих на природе.
Задачи проекта.
• Изучить литературные источники.
• Провести анкетирование людей, постоянно использующих костры в повседневной жизни.
• Путём сравнения выявить различия в типах костров, рекомендуемых в литературе и тех, которые используют люди в практической повседневной жизни.
• На практике самостоятельно изучить способы разведения тех или иных типов костров.
• Сравнить практический опыт с данными, полученными из литературных источников и путём анкетирования.
• На основе проведённой работы выбрать типы костров и способы их разведения, которые, на мой взгляд, наиболее подходят для современного использования.
• Обобщить результаты работы в виде памятки для охотников, туристов и отдыхающих на природе.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Анализ литературных источников.
Основным литературным источником о кострах для меня послужил первый том книги «Справочник путешественника и краеведа» [4], составленный группой авторов под редакцией лауреата Сталинской премии академика Сергея Владимировича Обручева. Этот фундаментальный труд создавался после Великой Отечественной войны, когда большое число научных и производственных экспедиций отправлялись в малообжитые районы нашей страны, и их участники очень сильно нуждались во всеобъемлющем руководстве, рассказывающем, как организовать полевой быт. В разделе, посвящённом кострам, был обобщён опыт охотников, путешественников, коренных жителей северных и таёжных областей нашей страны. Эта книга увидела свет в 1949 году. Она была напечатана Государственным издательством географической литературы. Этот справочник послужил источником для многих последующих книг для туристов, геологов, изыскателей. Многие фрагменты этой книги почти в неизменённом виде до сих пор используются авторами новых изданий. С течением времени многое из того, что в справочнике было опубликовано Сергеем Владимировичем Обручевым, утратило свою злободневность. Путешественники последующих лет отобрали наиболее удобные для них виды костров. Результаты такого творческого отбора я нашёл в книге, изданной под редакцией Николая Андреевича Лысогор в 1980 году, которая называется «Питание туристов в походе» [3]. В разделе, посвящённом видам костров, она во многом повторяет тот старый справочник, справочник путешественника и краеведа, но внимание уделяет лишь нескольким, наиболее часто употребляемым типам костров. Таким как шалаш, колодец, таёжный, звёздный, нодья. В 1977 году была издана книга А. Е. Бермана «Юный турист» [1]. В ней описываются такие костры, как шалаш, колодец, нодья. И эта книга не просто учебник или памятка. Это очень интересное повествование, рассчитанное именно на таких ребят, как я. Мне она очень понравилась. Очень много практических советов о том, как развести костёр, какую растопку использовать, я нашёл в книге своего отца Олега Георгиевича Доброва «На берегах Белого Июса» [2], которая была издана в Новосибирске в 2002 году. В ней я нашёл много такого, чего не было в других книгах. Такие советы и хитрости, которые помогли мне составить памятку для туристов.
Научная гипотеза.
После изучения литературных источников, на основании своих наблюдений за тем, какие костры и как разводят люди, имея собственный опыт разведения костров мною сделано следующее предположение – в настоящее время продолжается отбор наиболее удобных в повседневной жизни видов костров. И наоборот, многие костры, описанные в литературе, в настоящее время никем не разводятся. Кроме того, исходя из того, что костёр перестал быть повседневной необходимостью, произошло разделение на костры, используемые в бытовых целях (для приготовления пищи, обогрева, просушки одежды) и на костры, которые я условно назвал ритуальными, используемые просто ради того, чтобы побыть у живого огня или в религиозных целях (например, имитация человеческих жертвоприношений во время празднования масленицы).
Планирование исследовательской работы.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую мной гипотезу, я решил построить свою работу следующим образом: главным способом получения информации я избрал анкетирование. Дополнительными инструментами для меня послужили собственные наблюдения и беседы с бывалыми туристами, а также фото и описательные материалы, посвящённые кострам и их использованию, взятые мною из сети интернет.
Содержание исследовательской работы.
При проведении анкетирования выявлялись те виды видов костров, которые используются в настоящее время, так как из анализа литературных источников я понял, что многие костры, которые использовались авторами в предыдущие годы, ныне почти не используются. Всего мною было опрошено 10 человек. Это сотрудники общественного поста экологического контроля в селе Малая Сыя Ширинского района республики Хакасия, а также преподаватели и школьники спелеологического клуба «Солнышко» при Доме творчества имени Володи Дубинина Ленинского района Новосибирска.
Результаты анкетирования приведены мною в таблице:
Участник анкетирования | Предпочитаемый тип костра |
колодец | шалашик | нодья | другие |
Анна | | X | | X |
Елена | | | | X |
Софья | | | | X |
Татьяна | | X | | |
Глеб | | X | | |
Артём | | X | | |
Влад | | X | | |
Анастасия | | X | | |
Альбина | | X | | |
Ксенья | | X | | |
Итого | 0 | 8 | 0 | 3 |
Из наблюдения, какие костры разводят люди, я увидел, что в тех случаях, когда огонь разводится для бытовых целей, изначально вид костра не формируется. Дрова не укладываются определённым образом, а сперва зажигается растопка, потом подкладываются всё более толстые и толстые веточки, и после того, как огонь становится устойчивым, начинает формироваться общий облик костра, в зависимости от того, с какой целью он разведён. Например, для согрева или приготовления пищи (фото 01, 02, 03, 04). При этом очень трудно сказать, что разведённый костёр относится к какому-то совершенно определённому типу. Если огонь разводится для просушки одежды, согрева, чаще всего в окончательном виде формируется огонь в виде шалаша. Если костёр разведён для приготовления пищи, дрова, как правило, подкладываются достаточно хаотично, и задача кострового – обеспечить либо жаркое большое пламя, либо медленное, в зависимости от того, что необходимо для приготовления пищи. Лишь иногда котелок обкладывается неким подобием костра колодец. В чистом, классическом виде, в бытовых целях мне приходилось видеть лишь разведение костра нодья (фото 05) – костра длительного горения из толстых брёвен, которые обычно разжигают для ночёвок или длительного пребывания у такого огня. Если огонь разводится не в бытовых, а в каких то иных целях, например, для того, чтобы просто посидеть у костра, или в ритуальных целях, тогда гораздо чаще мне доводилось видеть классические виды костров, когда заранее дрова складываются в той или иной форме, и затем поджигаются. Так, всем известный пионерский костёр представляет собой большой костёр типа шалаш (фото 06, 07). Он изначально сложен, подготовлен для поджигания, и потом практически до угасания вид костра не меняют. Так же поступают шаманы Хакасии и Алтая, которые тоже в ритуальных целях разжигают костёр типа шалаш (фото 08). Гораздо реже, чем шалаш, используется костёр типа колодец, или, как его ещё называют, сруб. Этот тип костра является отголоском древнего погребального костра, и сейчас используется достаточно редко. Либо фрагментарно, как я уже говорил, подобием сруба может обкладываться котелок при приготовлении пищи, либо в его исконном, виде костёр колодец используется в ритуальных целях, например, при праздновании масленицы на костре типа колодец сжигается чучело зимы (фото 09). По своему опыту я могу сказать, что чаще всего заранее я не складываю костёр. Развожу растопку, потом добиваюсь устойчивого горения веточек, и тогда начинаю формировать какое-то подобие костра типа шалаш. Затем, когда начинается устойчивое горение, образуются угли, я изменяю этот костёр в зависимости от того, как предполагается его использовать. Чаще всего костёр я развожу для приготовления пищи, поэтому какой-либо специфической формы окончательный вид костра не имеет. Классический костёр типа шалаш я развожу в дождливую погоду. Тогда дрова, сложенные шалашиком, предохраняют растопку, уложенную внутри такого шалашика от намокания, от капель дождя.
Выводы
На основании обработки анкет, собственных наблюдений, анализа литературных источников и личного опыта я выяснил следующее:
1. В настоящее время даже в среде сельских жителей и туристов в значительной мере утрачено бытовое предназначение костра.
2. В сравнении с литературными источниками уменьшилось количество типов разводимых костров. А предназначения костров чётко разделились на бытовые и ритуальные.
3. Костры, разводимые в быту, служат утилитарным целям, таким, как приготовление пищи, просушка одежды, обогрев.
4. Ритуальные костры разводятся либо в религиозных целях, либо просто для того, чтобы побыть рядом с живым огнём.
5. В обоих случаях наиболее часто используется костёр типа шалаш. Его можно считать наиболее универсальным, или первичной формой, на основе которой костёр потом преобразуется в иные виды.
6. В классическом виде до сих пор в бытовых целях используется костёр нодья.
7. Вид костра – колодец, или сруб, используется фрагментарно и гораздо реже.
Таким образом, мною получены следующие выводы – действительно, продолжается процесс отбора наиболее удобных и простых для использования, универсальных видов костров. Прежде всего, это костёр шалаш, используемый как в быту, так и в ритуальных целях. В классическом виде костры сохранились в основном при их ритуальном использовании. Особое место занимает костёр нодья, который используется достаточно редко и только опытными туристами и таёжниками, но в своём первоначальном классическом виде. Сделанные выводы использованы мною при составлении памятки для туристов «Костёр».
Списки использованных источников
1. Берман А.Е. Юный турист. М. «Физкультура и спорт», 1977.
2. Добров О.Г. На берегах Белого Июса. Новосибирск, 2002.
3. Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М. «Пищевая промышленность», 1980.
4. Справочник путешественника и краеведа. Том 1. Под ред. Обручева С.В. М. «Государственное издательство географической литературы», 1949.
5. Ресурсы Интернет:
http://pandia.ru/text/77/296/947.php
http://www.ubcua.tv/index-63.htm
http://www.ohotniki.ru/hunting/article/2013/11/14/640109-nauka-kostrovogo.html
http://zhyvoi.ru/7-kak-razvesti-koster.html
http://900igr.net/prezentacija/obg/pokhody-29913/tipy-kostrov-10.html