И вот, наконец, настало время идти по Енисею вниз. Впереди почти 2000 км пути, почти 4 дня, и в конце встреча с городом детства.
Как всегда туманная река
Отходим. Справа видно изуродованное (за подробностями к Варламову) здание речного вокзала
Всё в торжественной обстановке
На берегах реки полно всяких построек, причалов, портов и т. д. Можно сказать просто: летом все живут рекой, на ней вся жизнь. Особенно это касается нижнего течения (об этом дальше)
На окраине города располагается знаменитый по войнам 90-х КрАЗ — алюминиевый завод. На фото не очень видно, но над ним висит характерная оранжево-бурая дымка
Трасса Р-255 на Иркутск
Пару слов о теплоходе и условиях пребывания
Судно было построено в Германии в 1954 году. Носит имя Героя СССР Александра Матросова
На судне 4 палубы, два ресторана, читальный зал. Возможно, по современным меркам скромно, однако вполне достойно
Моя каюта. Бронировал я сильно заранее (как только открылась продажа, в марте). Как оказалось, не прогадал. Дело в том, что в середине апреля цены повысили. Мой люкс стоил 20 тыс. рублей, стал стоить 28. Кроме того, мне достался единственный на теплоходе расширенный одноместный люкс
Разобрался, освоился, а тем временем мы подошли к самой секретной, самой таинственной горе на Земле, одному из самых охраняемых и загадочных наших объектов. В Горе спрятан Железногорский горно-химический комбинат. Место, где создавался оружейный плутоний для нашего ЯО, где сейчас делают сборки ядерного топлива для АЭС, где делают экспериментальные пуски ядерных реакторов будущего. Впечатляет! Особенно когда знаешь, что там внутри и какое значение это место имело и имеет для нашей страны!
С воды видно защитный периметр
Вдоль Горы идёт железная дорога
Тут виден тоннель, куда уходят пути. Персонал завода едет туда на работу на электропоезде! Внутри Горы километры и километры тоннелей и залов, в которых расположены ядерные реакторы
Периметр
Вот такое интересное место!
Тут же рядом, как пишут, завод по переработке отработанного ядерного топлива
После Красноярска ещё как-то время есть скалистые берега…
…которые сменяются широченными просторами
Поменялась погода, зашли в хвост большому грозовому облаку. Налетел сильный ветер
Дошли до Казачинского порога. Тут Енисей совсем узкий, судно идёт между камней
Опасно!
Для проводки судов через порог на месте дежурит уникальное судно-туер «Енисей»
И снова спокойная вода. Лес — один из главных грузов в этих местах
Подходим к месту слияния с Ангарой. Сток Ангары мощнее стока Енисея (Ангара несёт больше воды). Поэтому некоторые люди говорят, что на самом деле в Ледовитый океан впадает Ангара. Однако всё-таки принято называть реку Енисеем
Устье Ангары
Капитан теплохода включил в громкоговорителях какую-то помпезную песню про Ангару.
После слияния с Ангарой Енисей становится по-настоящему широким.
Уже вечером проходим Лесосибирск. Тут, как видно из названия, основное дело — работа с лесом
И уже вечером первая остановка: Енисейск. Тут кончаются автомобильные дороги, и ниже по течению основной и практически единственный вид транспорта (кроме вертолёта) — это по воде
Случилась забавная и жуткая история. На борт поднялась семья, но уже во время отплытия вдруг поднялся шум. Мужчина на нижней палубе поднял истерику, мол, он боится идти по воде, ему плохо. Родственники, которые провожали, уговаривали его как могли, но в самый момент отхода теплохода от дебаркадера он всё-таки спрыгнул на берег с большой сумкой. На судне осталась его жена с маленьким сынишкой. Они какое-то время стояли на корме и махали ему вслед. Что он думал в этот момент и как он собирался выходить из ситуации — осталось загадкой. Но жена была на удивление спокойна, хотя ситуация, прямо скажем, стрессовая
Полночь в Енисейске. В этих широтах ещё есть ночи (в начале июля), хотя аврора горит загадочным светом на севере
На следующий день вышел на свет уже к обеду
У читателя может появиться законный вопрос: что делать на теплоходе четверо суток? Отвечу. Конечно, во-первых, выспаться. И за сломанный сменой часового пояса биологический ритм, и за предыдущие годы работы и баталий в интернете до поздней ночи. Очень, очень давно я вставал днём после 12-часового сна. Во-вторых, пейзаж и обстановка, хоть и медленно, но меняются. Любопытно смотреть на дикие, нехоженые места. В-третьих, у меня была с собой книга, требующая вдумчивого, неспешного чтения. В итоге, не было такого часа, чтобы мне было скучно. Скорее, даже нехотя пришлось расставаться со своей уютной каютой и этой размеренной жизнью…
…Подходим к посёлку Ворогово. Тут появилась Восьмёрка
Лодка — это Всё для местных. Тут на лодках живут, ибо, как я писал выше, дорог в этих местах нет
В Енисейске на борт поднялась телевизионная команда. Они делали какой-то репортаж про реку и её селения. В Ворогово их встречали с песнями и в кокошниках. За ВДВ!!!
Местные подъезжают к дебаркадеру, привозят продукты, в-основном рыбу
Цены копеечные. За огромного копчёного леща дед просил 100 рублей
Отходим. Стоянки обычно полчаса
Вдруг посреди реки стали приставать к барже и какому-то плавучему заводику. Оказалось — сдаём мусор. Они его потом сжигают
Ещё енисейские виды. Река изменчива: то одно русло, то длинные, широкие острова. В каком-то месте река сужается, создаётся аэродинамическая труба, дует ураганный ветер
Ещё такая особенность хождения по Енисею. Поскольку вода холодная, ветер, идущий вдоль реки, тоже становится холодным. Иногда стоять на палубе зябко. Однако вот мы зашли в посёлок Бор, я спустился в толстовке на берег и спарился: на берегу настоящая жара!
Справа вдалеке видно впадение Подкаменной Тунгусски. Где-то там далеко, в самых малонаселённых в России местах (это официально) взорвался Тунгусский метеорит
Посёлок Бор. Нет асфальта. Всё тихо, спокойно, как-то мило
Дымка — это горит тайга. Запах знаком каждому москвичу по относительно недавним пожарам на торфяниках. В итоге мы шли в этой мгле порядка 600-700 км.
Следующий день принёс большую неожиданность. Мы прошли мимо этого судна
Я, как постоянный житель подмосковного Пушкино, был несказанно рад!
Не у всех населённых пунктах есть дебаркадеры. В иных местах мы просто вставали на якорь, местные мужики подходили на своих лодках, выгружали или забирали пассажиров, торговали рыбой
Теплоход в этих местах прежде всего транспорт. Многие отправляют детей в деревню на лето. Кто-то едет домой после отпуска
А это наша тень. Грузовое судно «Брест», более тихоходное, чем наше. Однако, из-за остановок, оно то и дело нас догоняло. Так мы прошли до самой Игарки, то есть порядка 1000 км: «Брест» то отстанет, то снова нас догонит!
Характерное для зоны лесных пожаров тёмно-оранжевое солнце
К вечеру третьего дня прибыли в Туруханск. Известный благодаря ссыльным край
Тут стояли целый час, поэтому решил сходить посмотреть посёлок
В лабазе продавали свежеприготовленный шашлык из оленины. Ел первый раз. Вкусно!
В Туруханске сошла на берег целая компания (человек 6) мужиков возраста за 40. Мужики ехали на Тунгусску на рыбалку, насколько я понял. Выгрузили вещей на целый зилок
Лодочка местного чёрного копателя (он сам так представился) Артура. Пьяненький говорливый парень, присел мне на уши, стал рассказывать о местных артефактах. Тут недалеко находилась древняя Мангазея. На дне Енисея, судя по его эхолоту, затопленные суда. В-общем, глушь глушью, но есть что копать
Кто-то купается. Вода очень холодная
Надо отметить, во всех населённых пунктах памятники, посвящённые ВОВ, в очень хорошем состоянии
Покидаем Туруханск. Солнышко уже совсем лениво клонится к земле, ведь скоро Полярный круг!
Рано утром подошли к Курейке. Место главным образом знаменито тем, что тут в ссылке в 1914—1916 находился Сталин
Тут сошло неожиданно много народу. А места действительно чрезвычайно глухие!
Группа иностранцев: немцы, ещё кто-то. С огромными рюкзаками. То ли пойдут в поход, то ли присматривают себе дачу
Из недр теплохода вынырнула бабуля, подошла, поговорили про Сталина. Здесь (в окрестностях Туруханска) его уважают
Собственно, остатки великолепного музея Сталина, который начали разграблять ещё при Хрущёве, а в 90-е просто сожгли. Статую скинули в воду
По ту сторону Енисея устье реки Курейки. Где-то там далеко вверх по течению есть Курейская ГЭС
Сразу за Курейкой проходим невидимую линию Полярного круга.
Первый и последний относительно крупный город на нашем маршруте — Игарка
Построен в 1929 как порт по перевалке леса. Сейчас потихоньку умирает. Однако, когда мы подходили, из местного аэропорта вылетал Як-42. Какая-то жизнь ещё теплится
Железные ящики на берегу — это, как я понял, персональные шкафчики для одежды
Капитан швартует судно. На самом деле, весьма непростая операция, каждый раз минут по 10-15. Аккуратно, сначала нос, потом корма
Поскольку съёмочная группа из телевизора запросила долгую стоянку, у меня было два часа, и я решил прогуляться по городу. Когда ещё будет шанс погулять по проспектам Игарки!
Дома плывут вместе с мерзлотой
В память о героях полярной авиации
Эта девочка только при мне плескалась в ледяной воде минут 15. Мама устало звала её на берег…
В помещении дебаркадера
Отходим. С берега на нас смотрят
На острове аэропорт Игарки
Наш «Брест». Тут мы видим его последний раз
Вечерело… Последние сутки на теплоходе
Подошли к Потапово, последний населённый пункт перед Дудинкой. Был вечер пятницы, местные едут в Дудинку закупаться-развлекаться. Человек 50. Лодки выстраиваются в очередь, сгружают пассажиров
И уже идём на Дудинку. Полночь в полярный день
За кораблём пристали чайки. Долго-долго эскортировали судно
Пытался поспать пару часов — не получилось. Сердце бьётся. Не собирался, но вдруг стал волноваться. Ходил по палубе. Через пару часов встреча с детством. Как там теперь? Разочарует, нет? Что будет со мной потом, и не лишусь ли я светлых воспоминаний навсегда? Странные, непривычные мысли…
На берегу лежит куча снега. На календаре 9 июля. Ледоход в этих местах в начале-середине июня. В конце сентября уже лежит постоянный снежный покров