Дуализм представлений о природе человеческой совести
Существует принципиальное противоречие между современным научным, с одной стороны, и религиозно-эзотерическим, с другой стороны, пониманиями психо-функциональной природы (естества и сути) феномена «человеческой совести». Научная психология полагает, что феномен «совести» - это система приобретенных, в процессе жизни, условно-рефлекторных этических установок, закрепившихся в подсознании человека в процессе его этического воспитания и самовоспитания. В парадигме же эзотерических представлений, «совесть» - это врожденное, сокровенное высшее сознание (самосознание) человека: высшее или божественное «Я» человека («Дух Святой», или «Искра Божья» в человеке). Т.е. обычно подавленный, и слабо проявленный в человеке голос его совести являет собой малую («надводную») часть врожденных, дремлющих в недрах его совести феноменально совершенных и могучих психо-функциональных пластов, высших многогранных потенций его психики.
Эзотерическое знание видит своей главной задачей - пробуждение и проявление в человеке этих «дремлющих», врожденных высших «божественных» потенций. В результате чего, из сокровенных глубин его совести пробуждается «Истинный Божественный Человек, несущий в себе образ и подобие Божьи». По сути, все известные мировые религиозные и эзотерические Учения представляют собой психо-треннинговые системы, способствующие культивации человеком в себе врожденных, но обычно слабо активированных и «дремлющих» в недрах его совести уровней более совершенного «Истинно Человеческого, Божественного, Святого» сознания (самосознания).
Так имеют ли место быть в человеке врожденные, но пока что слабо активированные и «дремлющие» в нем обширные и многогранные психо-функциональные пласты более высшего, более совершенного сознания, несоизмеримо превосходящего обычно проявленное и доминантное умственно-рассудочное сознание?
Современное научное знание (антропология, психология, психофизиология, нейрофизиология, психиатрия, и т.д.) однозначно опровергает эти предположения, считая их «религиозными фантазиями», далекими от истины. В этой связи, несколько забегая вперед и предваряя дальнейшее повествование, следует особо отметить, что во все известные исторические эпохи неимоверно трудно было одинокому искателю истины противостоять общепринятым, устоявшимся в обществе представлениям и мнениям. Но, видимо, так устроена жизнь на этом свете, что время от времени наступают такие исторические переломные моменты, когда человек обязан найти в себе мужество отстаивать собственное мнение, пусть и несовпадающее с общепринятыми представлениями. В 1987 году автор данного повествования впервые столкнулся в себе с поразительными психическими явлениями, сопровождавшимися переходом сознания на несравнимо более высшие, по своему совершенству, психо¬-функциональные уровни, что и поставило его перед очевидным фактом многоуровневой градации (многоступенчатой организации) сознания человека. Это теперь уже легко формулировать свои представления о «многоуровневости состояний сознания» человека, тогда же, во второй половине 80-х годов, реакцией на эти неожиданные внутренние психические «перипетии» были шок от недоумения и полная уверенность, что сходишь с ума.
Начало этих непонятных мне тогда переходов в измененные состояния сознания совпало по времени с началом очень болезненных мучительных ощущений жжения в области центра груди (чуть выше солнечного сплетения). Переходы в измененное состояние сознания и болезненные ощущения жжения в области центра груди в то время я никак не связывал, полагая источником болезненных ощущений то межреберную невралгию, то болезнь сердца, так как временами это мучительное жжение из центра груди перемещалось непосредственно в область сердца. Однако, последовательные медицинские обследования в трех разных клиниках (включая одну московскую) не выявили никаких отклонений в моем физическом (т.е. биологическом) здоровье. Источник мучительных ощущений жжения в области груди так и остался неопределенным вплоть до 1997 года, когда, неожиданно, это жжение из центра груди стало вдруг распространяться по всему биологическому телу, что и стало причиной одновременной комплексной дисфункции всех органов и систем моего биологического тела. И опять-таки, распространение таинственного мучительного жжения по всему биологическому телу и, и как следствие, его катастрофическая комплексная дисфункция совпали по времени с началом очень мощных, таких же катастрофических функциональных изменений, функциональных перестроек в моей психике. И опять-таки я никак не взаимосвязал эти одновременные катастрофические болезненные расстройства психики и биологического тела, я все еще воспринимал и рассматривал их по отдельности.
Естественно, официальная медицина была бессильна помочь мне. Многочисленные лекарства, назначенные мне врачами, никак не справлялись с одновременной дисфункцией всех биологических органов, включавшей и полное расстройство, и прекращение процессов пищеварения. В течение недели от меня остались кожа да кости, от жжения во всем теле мой кожный покров стал темно-свинцового цвета, т.е. мое тело и всю мою кожу, каждую мою клеточку как бы прожгло (или обожгло) жаром неведомого внутреннего огня, неведомым внутренним пламенем. Далее, я стал мучительно умирать, жизнь во мне стала ускоренно угасать. Вскоре у меня начались предсмертные судороги и конвульсии, но, все еще, сохранялась ясность рассудка, и я осознавал, что умираю, и более всего было мучительно жаль, что я ничего таки не успел сделать в жизни. И в эти предсмертные минуты меня как вспышка молнии озарило, вдруг, осознание того, что начало этих непонятных процессов во мне в 1987 году и их резкое катастрофическое усугубление в 1997 году, имели одну поразительную общность. И в 1987 г., и в 1997 г. это начинало происходить в Страстную неделю перед Пасхой. А дальше - еще больше: тут же всплыло в памяти, что шел 33-ий год моей жизни, т.е. получалось, что я умирал на 33-ем году моей жизни в Страстную неделю, в субботу перед Пасхой. И осознание всего этого впервые в жизни склонило воинствующего атеиста во мне к признанию некоего мистического фактора в происходящем со мной: я решил, что видимо все происходящее со мной - это кара Божья за присущий мне, к тому времени, воинствующий атеизм. И я, уже теряя сознание, понимая, что умираю, впервые за 33 года моей жизни горячо взмолился Богу и попросил прощения за все, что я делал не так. Вскоре жизненные силы ушли совсем, и я потерял сознание (...).
Очнулся я на следующий день, рано утром в день Пасхи - в день Светлого Христово Воскресения (опять мистическое совпадение), и на следующий день, в понедельник, терпя чудовищные боли, чудом встав на ноги (вернее на костяшки, которые от них остались), покачиваясь и едва не падая, я поразительным, чудесным образом (в буквальном смысле «водимый за руку Провидением») оказался у человека, вернее у Человека, в котором с первой же нашей встречи я признал моего Духовного Наставника, моего Духовного Учителя. С его помощью мое здоровье пошло на поправку, и он же помог мне понять, что мучившее меня столько лет болезненное жжение в биологическом теле и психофункциональные переходы в измененное состояние сознания, теснейшим образом взаимосвязаны. Что это вовсе не «кара Божья» за мой атеизм, как я посчитал в момент моего умирания, а естественные процессы, начинающие происходить в каждом человеке, достигнувшем определенного уровня, определенного этапа в своем духовном (т.е. психическом) эволюционировании.
Все, как оказалось, предельно просто: переходы в измененное состояние сознания происходили во мне вследствие пробуждения и активации, дремавших в психофункциональных глубинах моей совести (до достижения мною 21-летнего возраста) тех самых, упоминаемых в эзотерических трактатах – врожденных «сакральных» психических потенций несоизмеримо более совершенного «Истинно Человеческого Божественного» сознания. Как оказалось, данные высшие уровни и потенции человеческой психики несут в себе более высокочастотные и, к тому же, более высокопотенциальные психические энергии, обеспечивающие функциональную реализацию в человеке данных высших уровней сознания.
Так вот, причина мучившего меня столько лет жжения в области груди в том и заключалась, что вследствие пробуждения и интенсивной активации во мне данных высших психических уровней, в мое биологическое тело, через уже хорошо известные науке психоэнергетические центры - чакры (в первую очередь через так называемую, сердечную Анахата чакру, начинали поступать более высокочастотные, высокопотенциальные психические энергии. И биологическое тело, прежде приспособленное к низкочастотным, низкопотенциальным энергиям - начинало испытывать чувство жжения при соприкосновении с высшими энергиями. Эти «обжигавшие» мое биологическое тело высшие психические энергии и представляли собой хорошо известные в эзотерической системе знаний, так называемые «Огненные энергии (или Агни-энергии), дремлющие в сокровенных глубинах человеческого духа».
Практическое исследование в себе этих процессов в течение вот уже многих лет, их осмысление с использованием эзотерических познаний, и, в тоже время, - с сохранением и соблюдением жестких норм трезвого научного объективизма, постепенно открыло моему взору удивительные пласты и сферы человеческого естества, которые, как оказалось, еще совсем не описаны и не исследованы современным научным естествознанием. В то же время, описание этих сфер и уровней человеческого естества в эзотерических трактатах неимоверно трудно усвояемо и трудно постижимо человеку с современным научным складом мышления. В связи с этим, мною, впоследствии, и была предпринята попытка исследования и описания этих удивительных эволюционных процессов в человеке, с помощью и на основе методики синтеза современных научных и вневременных эзотерических познаний, что, в последующем, и послужило мотивацией к написанию серии статей духовно-исследовательской направленности.
Так что же из себя, в психо-функциональном плане, представляет совесть человека? Какова ее истинная психо-функциональная природа? То есть: а) систему, каких конкретных психо-функциональных потенций несет в себе совесть; б) являются ли психо-функциональные структуры совести приобретенными в процессе жизнедеятельности человека, сформировавшимися в процессе его этического воспитания или же, все-таки, они имеют врожденную природу происхождения?
Следует отметить, что, как ни парадоксально, сколько-нибудь серьезных и основательных научных исследований психо-функциональной природы человеческой совести не проводилось и не проводится и по сей день. Странным образом, иначе не скажешь, в системе современных естественнонаучных антропологических представлений возобладало и стало господствующим мнение, согласно которому, совесть – являет собой систему приобретенных, в процессе жизни, условно-рефлекторных этических установок, закрепившихся в подсознании человека в процессе его этического воспитания и самовоспитания. Т.е. совесть – не врожденная, а формирующаяся и приобретенная в процессе жизни условно-рефлекторная психическая структура. Однако осмелимся спросить: а где же те серьезные, скрупулезные и исчерпывающие практические клинические и экспериментальные лабораторные исследования, на основании которых, и сделан, сей, ныне общепризнанный в науке, вывод? Неужто серьезной науке было достаточно малообоснованных, гипотетических (т.е. не имеющих под собой приемлемой доказательной базы) выводов, по данному вопросу, психоаналитика (хоть и выдающегося) г-на Зигмунда Фрейда, чтобы уличить во лжи Иисуса Христа, Будду, Моисея, Мохаммеда и множество других Святых и Посвященных, несомненно не менее достойных и выдающихся представителей Человеческого рода, учивших, что голос совести человека – это голос его высшего Истинно Человеческого Святого самосознания, голос его высшего Божественного «Я», голос Духа Святого, вложенного Творцом в сердце человека. Вспомните: «Бог – в сердце каждого человека, и глас совести – Его глас». Или «Бог при сотворении человека вдохнул в его сердце частицу Самого Себя, частицу Духа Святого – Искру Божью, и, потому, человек изначально несет в себе Образ и Подобие Божьи». Так неужели один Фрейд прав, а все Пророки, Святые и Посвященные, вместе взятые, неправы?
К сожалению, академической наукой (психологией, психофизиологией, психиатрией и т.д.) и поныне не исследуется внутренняя психическая структурно-функциональная организация совести. Соответственно, не имеется в науке и научно обоснованной достоверной структурно-функциональной модели совести, как системы, несущей в себе определенную сумму вполне конкретных разноплановых психо-функциональных потенций. Не исследована и неопределенна психо-функциональная суть каждой из заключенных в естестве совести конкретных функциональных потенций. А ведь совесть, как психо-функциональная система, включает в себя обширные и многогранные пласты человеческой психики. Например, присущие совести: особенное мироощущение; характерный альтруизм мотиваций + этические принципы; характерный, необычайно утонченный эстетизм чувств; особенная интеллектуальность, воспринимаемая нашим обыденным сознанием в форме проявлений поразительной интуитивной мудрости; сила воли к самореализации и т.д. Таким образом, когда в человеке активизируются и начинают доминировать данные обширные и многогранные психо-функциональные пласты и потенции совести, человеку становится присуще особенное, так называемое «совестливое» состояние сознания. Т.е. совесть – это, ни много – ни мало, отличное от обычного - особенное состояние сознания, или особенный уровень сознательности человека. В чем же конкретно состоят различия между обычно доминантным в человеке состоянием сознания и необычным «совестливым» состоянием его сознания?
Более серьезное, чем в науке внимание исследованию выше означенной проблематики, т.е. проблематики естества человеческой совести - уделяется в философии, художественной литературе, музыке, изобразительном искусстве и т.д.
В научной философии, однако, проблематика естества человеческой совести исследуется довольно-таки поверхностно и предельно ограниченно, на уровне морально-этических категорий, которые, главным образом, направлены на определение и обоснование роли и места совести человека в формировании этики его повседневного бытия. Более углубленного же системного исследования структурно-функционального естества совести и проблематики дуализма трактовки природы происхождения ее психических структур (врожденные или приобретенные?) - научная философия, увы, пока что «успешно» избегает.
В осуществлении такого системного исследования психического естества человеческой совести больших успехов удалось достичь средствами и методами художественного описания и отражения человеком субъективных мироощущений и переживаний, испытываемых им в состоянии преобладания в нем психо-функциональных уровней и потенций совести. Т.е. человек, находясь в состоянии доминирования в нем психо-функциональных уровней совести, начинает испытывать особенные мироощущения, переживания, чувства и т.д., присущие психо-функциональной природе, психо-функциональной сущности совести. Происходящие с ним при этом субъективные духовные метаморфозы и исследуют в своих литературных произведениях многие великие и гениальные писатели и поэты, например: Достоевский, Толстой, Чехов, Шекспир, Данте и т.д. Методом художественного описания субъективных переживаний героев их произведений, ими исследуется и раскрывается заложенный в совести психо-функциональный ресурс человеческого духа. Им удается, в существенной мере, проникнуть в столь таинственное, малоисследованное «психо-информационное поле» человеческой совести и литературно-художественными методами и средствами описать и выразить ее психо-функциональные «потаённые просторы, глубины и выси». Однако и удивительно объективное литературно-художественное описание и выражение субъективных мироощущений и переживаний человеческой совести в их гениальных произведениях не разрешает наиактуальнейшей загадки природы совести и не дает однозначного ответа на вопрос: являются ли психо-функциональные структуры совести врожденной или приобретенной составляющей человеческой сущности?
Несколько иного рода художественными средствами исследуют и выражают те же особенные субъективные переживания в человеке гении от музыки: Моцарт, Бетховен, Бах, и т.д. Особенную палитру чувств, пробуждающуюся из недр человеческой совести, их утонченно-возвышенные этику и эстетику, заключенные в них воистину божественные Искренность, Чистоту, Теплоту, Красоту, Добродетельность и т.д., великие композиторы описывают, исследуют и передают языком музыки, языком чарующих музыкальных шедевров.
Многие великие художники избрали для исследования и отражения тех же духовных реалий и процессов в человеке язык красок и бликов цвета. Многим гениальным художникам, таким как: Да’ Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и т.д., удивительным, непостижимым образом удалось изобразить и передать в своих живописных полотнах всю полноту потенциала человеческой совести. В завораживающих полотнах мастерски передается особенная атмосфера, особенное ощущение бытия, свойственное и присущее мироощущению совести, что отражается и в особенной, характерной для мироощущения совести, этико-эстетической направленности ставимых и решаемых живописной картиной задач, и в характерной расстановке мировоззренческих и нравственных акцентов. Атмосфера мироощущения совести угадывается и в особенной утонченно-радужной игре красок, и в изысканно грациозной пластике персонажей, и в характерной, утонченной этической и эстетической возвышенности изображенных на их лицах чувств, и в особенной, приподнимающей человека над земным суетным бытием, совершенной и умиротворенной мудрости, изливающейся из очей персонажей, и черпаемой ими, несомненно, в сокровенных кладезях совести.
Таким образом, внутренний мир совести , раскрываемый и отражаемый в литературных, музыкальных и живописных шедеврах величайших Гениев от Прекрасного - предстает носителем и средоточием необычайно совершенных, многогранных, многоплановых высших потенций человеческого духа, неким своеобразным психо-функциональным «порталом», ступив на который, сознание и мироощущение человека испытывают необычайно мощный функциональный расцвет и взлет на невообразимо грандиозные духовные вершины и высоты, вследствие чего, сознание человека как бы «возносится» над сиюминутной бренной суетностью бытия и начинает ощущать завораживающее «дыхание» Вечности, открывать и постигать, до того сокрытую от него, извечную тайную суть Бытия.
Следовательно, совесть, в интерпретации Великих, - это средоточие наилучших, наисовершенных, наивысших потенций человеческого духа. Т.е. Титаны и Гении Рода Человеческого, волею провидения достигшие в себе поразительных духовных высей, однозначно указывают на заложенный в естестве совести безграничный и беспредельный перспективный потенциал духовного роста, духовного эволюционирования человека. Очаровывающие и завораживающие нас художественные шедевры, созданные самоотверженным титаническим трудом этих гениальных Мастеров, и являют собой попытку донести до нас эту сокровенную истину, попытку помочь всем нам открыть эту сакральную истину уже непосредственно в самих себе.
Однако, усилия Титанов Духа оказались тщетными: их перечеркнула и опровергла современная наука, по представлениям которой совесть – это всего лишь некая сумма этических условно-рефлекторных установок, привнесенных в психику человека уже в процессе его жизни, т.е. закрепившихся в его подсознании в процессе его этического воспитания и самовоспитания. То есть современное научное знание представляет совесть как некую систему, некий набор этических «закомплексованностей» - дедушкиных и бабушкиных этических предрассудков, навязанных человеку искусственно, уже в процессе его воспитания. Соответственно, совесть не имеет никакого отношения к врожденно данному психическому естеству человека. И следует ли удивляться тому, что вследствие такого понимания сути совести, современные хорошо образованные и здравомыслящие люди стали больше доверять своему здравому рассудку, нежели интуитивным пробуждениям совести, вследствие чего, в современном человеке и атрофируется психо-функциональный ресурс его совести. Полнейшее игнорирование (вроде бы, вполне научно обоснованного) ресурса совести и опора исключительно на здравый логический рассудок – вот поистине трагическая, полная фатальных деградационных последствий, духовная ошибка человека, напрочь блокирующая все возможные пути его дальнейшего поступательного духовного роста. Ибо, вопреки возобладавшим ныне невежественным представлениям - светлая, совестливая сторона психической натуры человека, отнюдь не является приобретаемой уже в процессе жизни человека условно-рефлекторной составляющей его духовного естества, которая, якобы, формируется и закрепляется в его подсознании в процессе этического воспитания, а является проявлением врожденно заданных в человеке сакральных высших сверхсознательных (сверхнормальных, паранормальных) потенций его духа, заключающих и несущих в себе обширные и многогранные пласты несравнимо более возвышенных и совершенных сакральных высших духовных потенций: высших душевно-сущностных; удивительно утонченных и возвышенных эмоционально-эстетических; высших ментальных (супраментальных); ультра-утонченных сенсорных; ультравысоко-частотных («огненных») психо-, и био-энергетических, и т.д.Следовательно, игнорируя и подавляя в себе интуитивные (а в действительности – сверхсознательные, сверхразумные) побуждения своей совести, человек, тем самым, в невежестве своем подавляет и атрофирует в себе врожденно заданные, сокровенные высшие потенции своего духа. Вследствие чего, он, по собственному недоразумению, обрекает себя на унизительное прозябание в сравнительно низменном духовном ареале подсознательно регламентируемого полуживотного бытия (врожденные животные инстинкты + подчиненное их реализации умственно-рассудочное сознание). А ведь человек врожденно несет в себе воистину Божественные духовные потенции – Божественное Зерно Духа, или Искру Божью, и ему не запрещено, а предначертано стать и быть Богом! Вспомнит ли он об этом?
Андрей Троицын
Статья приводится с разрешения Культурно-Просветительского сайта «Адамант»