
Тунгусский феномен | Зимняя экспедиция ноябрь 1999
Продолжение 1
Экспедиционные хроники
Зимняя экспедиция стартовала в Красноярске. Впервые с 1976 года я буду лететь в обе стороны на вертолете. Причем, до самого Эпицентра транзитом через Ванавару, а потом таким же образом обратно. Для этого МИ-8 оборудован двумя бензобаками, которые занимают большую часть салона. Впереди – за кабиной пилотов – остается небольшое пространство, где с трудом могут разместиться 7 человек. Лететь до Ванавары предстоит часа четыре. На самолете мы добираемся обычно менее, чем за два. Зато в этот раз все компактно – фактор времени играет для наших японских друзей приоритетное значение.
Собираемся на вертолетной площадке местного аэропорта. Солнечный зимний день, но снега здесь не видно. И довольно тепло. Даже не верится, что вчера в Ванаваре было далеко за 40 мороза. Сегодня у них резко потеплело – до 20 градусов, и это обнадеживает. Грузимся.
Четырехчасовой полет на «вертушке» занятие малоинтересное и довольно утомительное. И поговорить толком не удается – шум двигателей в конце концов отбивает охоту общаться. Пейзаж внизу, вместо привычного однообразно-зеленого, приобрел оттенок бело-фиолетового. Закопченные стекла иллюминаторов тоже не способствуют эстетическому восприятию таежных ландшафтов.
Но вот и долгожданная Ванавара. Летом это выглядит несколько по-другому.
Наш труженик на земле, теперь он будет отдыхать, и набираться сил перед завтрашним полетом к эпицентру Тунгусского взрыва, а мы грузимся в местную «таблетку», которая доставляет нас к ванаварской гостинице, где для нас были приготовлены вполне сносные апартаменты.
Поздно вечером в каминной гостиной Администрации заповедника «Тунгусский» состоялся не очень официальный приём в честь высоких гостей и совершенно неофициальный товарищеский ужин, который прошел в теплой и дружеской обстановке.
Перед сном гости решили пройтись до гостиницы пешком и заодно сфотографироваться на берегу Подкаменной Тунгуски. А так это место выглядело на следующее утро.
Борис Бидюков
Продолжение 2