
Налегке | Вести от друзей
Вести от друзей
Метель 2014: Курс на Арктику (часть1)
20.02.2014 г.
Потом, когда буду переводить дневник в электронный вид, я обязательно напишу красивые слова про старт и ещё целую главу про подготовку к экспедиции. Ну а пока, шесть часов вечера двадцатого февраля и мы едем в Арктику.
Выехали из стоящего в ежевечерних ритуальных пробках Новосибирска и поехали по трассе на Омск. Сначала за рулём Стас, потом его сменяет Илья, хотя у обоих накануне была бессонная ночь из-за последних приготовлений. Играем в города, явная нехватка названий на "а" и "к". Навител упорно пытается повести нас на Ишим полями.
При обсуждении вопроса - доверять ли Навителу, проснулся Стас, отобрал навигацию и сказал ехать прямо по трассе. Потом я немного пыталась поспать, но когда машина летит 90 км/ч, на спальнике появляется неприятное ощущение невесомости (как в неправильно настроенном лифте). Из-за таких космических нагрузок поспать толком не удалось, и я села за руль. Ребята легли спать, просыпаясь сами точно тогда, когда нужно было помочь с обгонами фур. Мерно гудит двигатель, тихо посапывают пассажиры - ощущение как-будто едешь в купейном вагоне поезда.
21.02. 2014 г.
Двадцатое и двадцать первое февраля превращаются в один ходовой день, так как останавливаемся только для заправок. Трассу чистят от снега даже ночью, но все равно не успевают. Асфальт заметён тонким слоем снега и проезжую часть сложно отличить от обочины, а встречные машины кидают эту снежную труху в лобовое стекло. Около 8 утра меня разбудили сообщением о том, что готовы насладиться прелестями нахождения меня в экипаже, а именно - команду пора кормить завтраком. И тут я сделала два важных вывода на будущее: первый это то, что в ящик на крыше за едой надо лазить хорошо одетым, потому что пятью минутами эта процедура не ограничивается при всём желании, и второй - надо составлять списки содержимого ящиков. В итоге на завтрак, вместо анонсированных сырников была пицца, но никто не жаловался.
На въезде в Тобольск свернули налево, объехав вкруг холма с тобольским кремлём, ушли на дорогу вдоль Иртыша, и по ледовой переправе по указателю налево, на Носкино. Зимник идёт по лесотундре, вокруг карликовые сосёнки, хоть сейчас делай из них настоящий бансай. На фоне такой красоты мы устроили обед домашней солянкой. Я очень довольна использованной системой питания - за 20 минут в любом месте полноценный, мясной, сытный суп.
Уточнили дорогу у водителя встречной машины. Он предупредил, что в ближайшие дни обещают похолодание до 40 градусов. После д. Изомат дорога уходит налево и сразу за поворотом в салоне почувствовался сильнейший запах горящей резины. Сначала решили, что пробили колесо, но оказалось, что вывернуло пневмоподушку, и она прожгла борозду на покрышке, это не страшно. Спрашивать у местных дорогу на г. Нягань бесполезно, так далеко наличие дорог они не знают, только до пары ближайших населенных пунктов. Только один водитель, который собирает чермет в этих местах, сказал, что вроде как мы этими дорогами должны выйти на г. Урай, по его наводке и ехали от деревни к деревне, о дороге на с. Лайтамак и вокруг живописного Топкинбашевского озера (д. Топкинбашево) на д. Янгутум.
После д. Янгутум дорогу на п. Мортка перегородила фура со сломанными тормозами из-за чего её развернуло поперёк дороги. Объехать её можно по обочине по сугробам непонятной глубины. Пока решали что делать, фура тронулась с места и освободила проезд. Двадцать первое февраля плавно перешло в двадцать второе.
22.02.2014 г.
Не доезжая г. Урай Илья нас разбудил - из выхлопной трубы машины летел огонь. Перемёрзла от резкого похолодания система вентиляции картера двигателя, что привело к попаданию масла в турбину и как следствие, в выпуск и впуск. Разобрали систему вентиляции, заменили на единый шланг, все металлические части отогрели горелкой. Плюс отказала система пневматики - не работает механический компрессор, заклинило ролик натяжителя, воздух теперь качается очень медленно, это тоже произошло предположительно от перемерзания.
Позвонил Максим - они уже тоже на подъезде к Игриму.
При ремонте я оценила еще одно нововведение в машине - автономный отопитель салона фирмы Webasto. Пока устраняли поломку, двигатель, конечно же, глушили, а в салоне было тепло. Я смогла собрать перекус и после ремонта на морозе ребята сели в теплую машину.
Кстати, вот мы и побывали в третьем городе Лукойла (Постановление Правительства РСФСР от 25.11.1991 № 18 «Об образовании нефтяного концерна «ЛАНГЕПАСУРАЙКОГАЛЫМНЕФТЬ» («ЛУКОИЛ»)»). На заправке нас предупредили, что на переправе за городом, на въезде на зимник, стоит пост МЧС и никого не выпускают из-за сильных холодов, но к понедельнику обещают потепление.
Потеряли 6 литров масла, из-за чего перегрели двигатель.
Через 100 км после Урая я сменила Стаса за рулём. Почти сразу опять увеличилась чувствительность педали газа, появился дым из выхлопной трубы и загорелся чек критического уровня масла. Опять заглушились, включили салонный отопитель и пошли чинить. На улице -35.
Решили ехать со скоростью не более 40 км/ч, чтобы не начинала работать турбина. Во избежание эксцессов, Стаса отправили спать, так как он обязательно не выдержал бы и попробовал бы увеличить скорость - натура у него такая, а так, по очереди с Ильей допилили до Нягани. В Нягани заправились и купили еще 6 литров масла для экспериментов, так как свой запас и то, что купили в Урае мы уже распылили по двигателю, выхлопной трубе и дороге.
Пока был доступ в интернет, написала на форуме, что сломался ролик кондиционера – нас конечно же обхохмили, что без кондиционера в этой поездке ну никак. На самом деле на этот ремень вместо кондиционера выведена пневмосистема.
Поехали до Игрима со скоростью 80 км/ч, но пока проблем больше не наблюдается.
Зимник до Игрима по качеству так себе, пытаясь вскипятить чайник, залила свой новый пуховый спальник.
В Игриме встретились с московским экипажем. Заехали в магазин автозапчастей, где купили шланг в запас, вместо изведённого на ремонт. А еще к нам возле автомагазина подошел молодой человек, расспросил кто мы и откуда и, когда узнал про нашу проблему с роликом, предложил свою помощь, провезя сначала Стаса по всем автомагазинам, а когда подходящего ролика там не оказалось, подключил к поиску своих знакомых и совместными усилиями нам нашли хоть и бэушный, но вполне рабочий ролик. За что ребятам огромное спасибо!
Из Игрима выдвинулись на с. Мужи, п. Берёзовое и г. Лабытнанги. Зимник очень широкий и неплохо накатан и проложен по краю реки, поэтому в районе Мужей взгляду открывается интересная картина, с одной стороны дороги, в снегу, стоят различные суда, а с другой - причалы.
Двадцать второе число плавно перешло в двадцать третье.
23.02.2014 г.
Около 6 утра встали на ночевку между г. Лабытнанги и г. Салехард. Первый полноценный сон за 3 суток. Проснулись около 15.00, собираемся посмотреть интересные места Салехарда, а потом к Жене Сказке в гости.
Поехали в город, первым делом в музей, но сегодня оказалось воскресенье (я в экспедиции вообще не слежу за днями недели, а даты отслеживаю только потому, что веду дневник) и праздничный день, поэтому музей работает до 16.30.
Объяснили, что мы из Новосибирска, а завтра уже уйдём на Воркуту и больше вряд ли сможем приехать, над нами сжалились и пустили посмотреть первый этаж экспозиции, в том числе и знаменитого мамонтёнка Любу.
После музея посетили ещё одну достопримечательность – ресторан, находящийся на двух опорах над мостом с очень красивым панорамным видом на весь город и звучным названием «Факел».
С удовольствием посидели часик в этом месте под строганину из муксуна и тушеную оленину, любуясь городом в закатных лучах.
После «Факела» посмотрели памятник северному Оленю во всех ракурсах, знаменитую стелу «66 параллель» стоящую на шестьдесят шестой параллели, как можно догадаться из её названия, мемориал строителям 501-й стройки, ледовый городок, в котором меня очень впечатлил ледяной Колизей, аэропорт и выставку авиатехники под открытым небом возле аэропорта. А еще в Салехарде стоит красивый памятный знак «Романтикам 70-х».
Стела «66 параллель» - символ географической уникальности г. Салехарда первоначально была установлена в 1980 году ориентировочно на месте прохождения Полярного круга: 66 градусов 33 минуты северной широты. Авторами памятника выступили В.И. Отраднов, В.Г. Кайгоров, В.И. Муксин. В 2003 году памятник был демонтирован по проекту И. Якушева, т.к. прежняя стела была установлена географически неточно. Сотрудники геолого-геодезического надзора г. Салехарда определили верную линию прохождения Полярного круга, а после этого была установлена новая стела с прежними очертаниями, из более лёгкого современного материала.
Мемориал, посвященный строителям 501-й стройки – иллюстрация печально известной стройки железной дороги маршрута «Чум – Лабытнанги – Салехард – Игарка» во времена ГУЛАГа. Паровоз установлен на постамент в сентябре 2003 г. специалистами Инвестиционно-строительной компании ЯНАО. Локомотив 40-х годов застыл на участке железной дороги, рельсы которого резко обрываются, символизируя оборванные, переломанные судьбы пострадавших людей.
Стела «Романтикам 70-х», возведенная в 2001 г. по проекту архитектора М.Э.Третьяк, символизирует романтическую эпоху комсомольско-молодежного освоения Севера. Металлическая рама памятника символизирует буровую вышку, а в железобетонных изощрениях трепещет газовый факел. На гранитном основании стелы начертаны названия городов Ямало-Ненецкого автономного округа – отправных точек освоения газовых месторождений. Открытие памятника было приурочено к добыче 10 триллионов кубометров ямальского газа.
Салехард произвел на меня гораздо более приятное впечатление, чем Норильск, не смотря на то, что Норильск я видела летом. Много интересных культурных объектов (мы многое не посмотрели из-за ограничения по времени, тот же крупный музейный комплекс, деревянная церковь, построенная без единого гвоздя, Обдорский острог, воспроизводящий первые строения Салехарда), удачная, преимущественно оранжево-желтая окраска домов (в Норильске было много мрачных, мертвенных оттенков, синего, розового и голубого). Город ухоженный, чистый, но нет стерильной вылизанности Норильска. Я заметила, что в Салехарде очень высокая культура дорожного движения, все соблюдают знаки и скоростной режим, никто не пытается пролететь перекрёсток на мигающий красный знак светофора. Вобщем время мы провели с удовольствием.
Наши расписные машинки не вызвали практически никакого интереса, даже мальчишки равнодушно отворачивались - наверное тут такие туристы толпами катаются, потому что Салехард это ворота на Ямал. А возле музея мы встретили человека, который помнит экспедицию клуба Off Road Master в Салехард в 2006 году.
Вечером очень душевно посидели у Жени, обсуждая джиперские дела и предстоящую поездку. Вообще эта арктическая экспедиция выбивается из привычного для нас формата, и заставляет задуматься о некоторых вещах.
А еще в этот вечер мы увидели Северное сияние!
Продолжение следует
Задорожная Юлия
Новосибирск.