Вопрос 6. Как возникла и почему исчезла эта грандиозная дольменная культура?
Как
возникла и почему, спустя почти полторы тысячи лет, исчезла эта
грандиозная культура, оставившая нам в наследие тысячи дольменов на
огромной территории западного кавказа?
Еще
в начале XIX века ученые высказывали предположения о том, что Кавказ
(Черкессия) явился той частью мира, через посредство которой дольмены из
Индии (а они имеются там), распространились двумя ветвями по
Средиземноморью и по Северной Европе. Существует гипотеза, что строители
дольменов принадлежали к единому народу мореплавателей.
На
наш взгляд подобные предположения умозрительны и не базируются на
фактах.Ученые, высказавшие данное предположение, объединяют родством все
мегалиты не учитывая важные частности. Вспомним, что писал профессор
Н.Б. Анфимов во вступительном слове к книге В.И. Марковина "Дольмены
Западного Кавказа" "…Пока что мы должны ограничиваться гипотезами, так
как бесспорных доказательств в пользу той или иной теории о
происхождении дольменов на нашей территории нет".
Распространение дольменов это не только распространение идеологии или религиозной концепции. Это еще и распространение
технологии строительства дольменов, т.е. экспортироваться должен
институт горных инженеров, архитекторов, каменотесов,
инженеров-строителей, носителей идеологии - священников. Для экспорта
столь сложной инфраструктуры необходим определенный уровень организации
общества - государство.
К
тому же дольмены Индии и дольмены Европы и дольмены Африки совсем иные и
их нельзя сравнивать с дольменами Кавказа. Чаще всего - это мегалиты,
представленные менгирами, кромлехами и погребальными камерами. И
единственное, что их роднит - это конструктивные элементы - огромные
каменные глыбы, установленные определенным (продиктованным неким
ритуалом) образом. Кавказские дольмены - это тоже организованное неким
образом ритуальное пространство, но проследить технологический генезис
между ними, северными сейдами, менгирами и индийскими культовыми сооружениями
все-таки нельзя. Четыре типа дольменов, приведенных в начале статьи
различны по конструктивному исполнению, но идеологическое их родство
очевидно. Портал с низкорасположенным лазом, портальные выступы,
нависающая покровная плита и сверхточная подгонка плит.
Дольмен
в поселке Джугба. Высота портальной плиты 2 метра. Перед дольменом
сооружен дворик из огромных каменных блоков. Именно на этом дольмене
найдены единственные перроглифы изображающие животных и человека.
Э. Тайлер в своей книге "Первобытная культура" утверждает, что "...потребность человека увеличивать
свои знания, заложена в нём от природы и выражается в попытках
исследовать и истолковать то, что он воспринимает. Если знаний не
хватает, он использует привычные образы и связи для объяснения
неизвестного. Использование также ведётся по определенным законам,
причем эти законы одинаковы у людей любой расы и в любом месте. Поэтому,
у совершенно не связанных друг с другом народов, возникают одни и те же
представления, которые облекаются в форму похожих ритуалов и мифов. Это
даёт пищу для всевозможных параллелей, совершенно не связанных с
действительным развитием событий”.
Но
кавказские дольмены отличаются от дольменов иных местностей именно
сверхточной подгонкой каменных плит. Т.е. отличительной и характерной
особенностью дольменов Западного Кавказа является именно технология их
изготовления. Технология сложная, предусматривающая наличие у строителей
определенных научных знаний, инструментов, механизмов до сих пор не
обнаруженных при раскопках . Технология крайне необычная и не похожая ни
на что другое.
Стенка дворика дольмена в поселке Джугба. Огромные каменные блоки состыкованы по криволинейным швам.
Еще
более непонятно, почему столь совершенная технология, существующая и
развивающаяся в течении полутора тысяч лет, вдруг бесследно исчезла, не
воплотившись в бытовые и военные строения? Почему строители дольменов,
обладая технологией обработки камня, практически не украшали их, за
исключением весьма редко встречающихся зигзагообразных узоров и
треугольного орнамента да еще более редких петроглифов?
При
исследовании дольменов, больше всего нас поразило такое
конструктивно-идеологическое противоречие, с одной стороны сама
конструкция дольмена и его эстетическая концепция очень напоминает
детские песочные или пластилиновые сооружения, наивные и незамысловатые,
самодостаточные самим фактом своего возникновения. С другой стороны
поражает тот факт, что многотонные плиты, из которых сложены дольмены,
подогнаны друг к другу с такой уникальной точностью. При столь ювелирной
обработке стыков сами плиты, особенно наружные поверхности и нестыковые
торцы обработаны весьма грубо, а вернее вообще не обработаны.
В
то же время на конструктивных элементах дольменов встречаются весьма
интересные технологические элементы, возникновение которых нельзя
объяснить процессом обработки и подгонки камня. Ниже мы привдим
фотографии часто встречающихся конструктивных элементов дольменов.
Покровная
плита дольмена имеет вид природного камня с фактурой застывшего
раствора с покатыми гранями и углами. На нижней грани покровной плиты
часто можно наблюдать четкую границу, образованную по принципу
растекания пластичной массы по твердой горизонтальной поверхности. Торец
плиты имеет округлую форму и не носит следов колки или обработки камня.
Дольмен в
фермерском хозяйстве на реке Догуаб. На нижней грани покровной плиты
(сзади) видно четкую границу, образованную по принципу растекания
пластичной массы по твердой горизонтальной поверхности. Торец плиты
имеет округлую форму и не носит следов колки или обработки камня.
У
больших покровных плит на боковых гранях можно, довольно часто,
наблюдать четкую плоскость, имеющую выраженную границу с граничащей
плоскостью. Верхняя поверхность плиты (не имеющая следов обработки)
закругляется и резко переходит в боковую плоскость. Как будто бы раствор
заливали или укладывали в опалубку (например, земляную).
При
внимательном осмотре плит дольмена можно увидеть самые разнообразные
следы пластических деформаций и растекания раствора. На нижней части
покровной плиты в большинстве дольменов видны следы натеков (за
исключением тех дольменов, где потолок в камере стесан) и посадочные
выемки в точности соответствующие граням верхних торцов плит.
На нижней части покровной плиты в
большинстве дольменов видны следы натеков (за исключением тех дольменов,
где потолок в камере стесан) и посадочные выемки в точности
соответствующие граням верхних торцов плит. Обратите внимание на
сопрящение боковых плит и покровной.
Боковые
плиты плиточных дольменов (92% всех дольменов плиточные) имеют на
разрезе характерную линзообразную форму с выпуклостью наружу. Внутренняя
поверхность плиты абсолютно ровная. Торцы плит, которые должны были бы
вырубать, обрабатывать и подгонять, имеют вид совершенно дикого
природного камня.
Дольмен на горе Циганкова (Пшада). Боковые плиты имеют характерную линзообразную форму с выпуклостью наружу.
Качество
стыковки многотонных каменных блоков в дольменах поражает воображение.
Особенно наглядно это видно в конструкции составного дольмена на горе
Нэксис. Стыковочные швы между блоками криволинейные, но блоки
сопоставлены абсолютно точно. Боковые блоки Г-образные, они загибаются и
переходят с боковых стен на заднюю стенку, и нигде нет ни малейшего
зазора http://dolmen.ucoz.ru/publ/1-1-0-9 .
Показанные особенности не являются единичными артефактами. Их можно наблюдать на каждом дольмене с разной степенью выраженности.
Возникновение
подобных конструктивно-технологических элементов можно было бы легко
объяснить, предположив, что элементы дольменов изготавливались не путем
колки и обтесывания камня, а путем формирования их из пластичной массы.
Вопрос в существовании самой пластичной массы в эпоху ранней бронзы.
Найти
свдения о возможности создания искуственного камня в эпоху ранней
бронзы не удалось. А вот поиск такого природного явления оказался более
успешным и как нам кажется позволяет предположить реальность
существования такого геологического явления в прошлом.
4. Как добивались сверхточной подгонки многотонных блоков по криволинейным стыкам?
5. Как изготавливали выпуклые (барельефные) знаки на некоторых плитах?
6. Как возникла и почему, спустя почти полторы тысячи лет, исчезла эта грандиозная культура, оставившая нам в наследие тысячи дольменов на огромной территории Западного Кавказа?
На сегодня ни на один вопрос нельзя дать исчерпывающий и логичный ответ.
Использованы материалы: http://dolmen.ucoz.ru/publ/1-1-0-9