Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Экспедиции | Кругосветка на Катамаране


Анатолий Кулик

Кругосветка на Катамаране


Кругосветное плавание Анатолия Кулика и его команды уже стало выдающимся событием в мире парусного спорта и экстремальных путешествий. Это первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном судне!


Идея отправиться через океаны на надувном разборном паруснике выглядела очень рискованной. Но риск этот не имел ничего общего с авантюрой – все было продумано и просчитано. Капитан Кулик – опытный конструктор судов, и он сам проектировал и строил парусники, на которых команде предстояло пересекать океаны. Маршрут так же был его идеей.


К началу 2012 Анатолий Кулик и его команда прошли три этапа из запланированных четырех.


И вот в марте 2012 года начался заключительный, четвертый, этап уникальной кругосветки..


Четвертый, этап
день 216 | миль 9018 (16701,34 км)


Судовой журнал — официальный документ экспедиции, в котором кратко и без эмоций фиксируются все события, которые произходят в ходе путешествия, а также описаны условия плавания.


август 1 - 30 сентябрь 1 - 10 10 - 30 октябрь 1 - 15 16 - 30 Ноябрь 1 - 7 Ноябрь 8 - 25 Январь 3 - 17 Февраль Сентябрь 2012



10 сентября 2012. Понедельник.


6-00. (Время местное, в сравнении со вчерашним нем передвинули стрелки еще на 1,5 часа назад, т.е. по вчерашнему корабельному – это 07-30.) Все подтянулись на катамаран – льет дождь, но это никого не волнует, варим кофе, завтракаем.


Весь день ушел на рекогносцировку – что где и по чем. Надо было легализоваться в этой стране, найти жилье, прачечную, магазины, банк и т.д. …К вечеру всё обозначилось.


А.К.:


08-00. Жадармерия. (Это федеральная власть, олицетворяющая на этом острове и таможню и эмиграцию, а есть еще полиция – она разруливает все местные дела). На стене инфа для яхтеров: прибывание на острове до 5 суток – ничего не надо, до 15 суток надо что-то заполнить и оформить, но визу оформлять не надо, а если более 15 суток – рекомендуют оформить визу, для чего надо заплатить некую символическую пошлину. Самый главный жандарм сказал нам, что всё поменялось чуть ли не вчера, потому нам надо обязательно оформить визу на пребывание в Французской Полинезии, причем максимальный срок на который он нам сможет оформить визу – это 15 суток, а для этого нам надо немедленно сходить в банк и оставить финансовый залог 9000 евро (на 5 человек), а если мы этого не сделаем, то он вынужден будет арестовать наше судно и нас… и вообще – это нонсенс, что мы сюда приперлись без визы!


Мы пошли, но не в банк, столько денег у нас все равно сейчас в наличии не было, а пошли к мэру острова – засвидетельствовать ему наше почтение и уважение. Мэр нас принял. Мэр – красавец мужик, сидит в кабинете с прозрачными стенами, сам в шортах, майке и шлепках, весь в национальных портаках (мы со Стасом тут же решили и себе подобные сделать) – они по своему узору схожи с рисунками, что на пшеничных полях НЛО оставляют. Выразили ему свое восхищение и любовь, заодно, между словами, посетовали, что видели только одну гостиницу (кстати весьма задрипанную), где номер на двоих от 120 евро в сутки, что это нам дороговато, не посоветует ли он нам где нам остановиться, так как с катамарана ходить по 5 км туда и обратно нам влом. Мэр мгновенно пригласил нас пожить в неком бунгало рядом с хижиной Гогена, разумеется платить ничего не надо! («…просите и вам дадут!..»).


Бунгало – это избушка на курьих ножках (сваях) примерно 6х6 м, рядом с домом-музеем Гогена. Внутри загородка с дверью – туалет, душ. В комнате: 5 кроватей, столик на двоих и пара стульев, кух. столик, газовая плита, раковина. Зато в центре городка и халява. Отлично! Взяли такси (10 долл) и съездили на катамаран за барахлишком (компы, стирка…). Поменяли деньги в банке (у них местная национальная валюта – «франкпацифик» - примерно 100 ФП = 1 долл.США, но главное – медяки и бумажки яркие и очень красивые!), прикупили в магазинчике пирожных всяких, йогуртов и т.п. несъедобных продуктов цивилизации – то, по чему соскучились. В поселке три больших продовольственных магазина – есть все, что душе угодно, но ценники крутые. Главное – примерно 10 сортов тушенки – мы взяли на пробу всех марок (выяснилось - половина оказалась не хуже нашей Орской!!!. Это первая страна, где оказалась тушенка!).


Интернет у них есть – очень слабенький – только на почте и в администрации мэра. На почте – примерно 3 евро за час. Wi-Fi действует примерно в 50 метрах от почты, круглые сутки Главное – он есть!


11 сентября. 2012. Вторник.


Ждем финансовой поддержки от спонсоров для внесения залога в банк и оформления визы, о чем уведомили Жандармерию.


Работают 4 компа: Джек и Ольга набивают свои дневники-заметки, я – судовой журнал, Женя готовит фото и видео для презентации нашей экспедиции в местном колледже. Стас пошел по городку искать тросы, мастерские и вообще разведывать технологические возможности. Еще – я, Женя и Ольга – готовим финансовый отчет, разбирая записи в кассовой книге и разгребая мешки с чеками… Еще – Ольга пару раз ходила к Жандарму – поговорить про нашу жизнь. Еще - я и Стас сидим за картами погоды и течений – корректируем дальнейший маршрут.


12 сентября 2012. Среда.


7-00. Мы уже в банке. Деньги с карты не снимаются…Банкиры нам мило улыбаются и «…или у Вас денег нет на карте или Ваш банк что-то и зачем-то там заблокировал, …может лимит некий…» и т.п. …Связываемся со спонсорами (это уже глубокий вечер…), нас заверяют, что деньги на карте!


13-30. Снова в банк – повторяем попытку. Результат тот же. Волнуемся мы, волнуется жандарм.


А.К.: Ольга ведет переговоры с жандармом – нормальный дядька – француз – служака – по английски принципиально говорить не хочет (это у французов национальное) – рассказывает ему что …вот-вот… Жандарм съездил в портик и посмотрел на наш катамаран …говорит, что арестовывать у нас нечего, ведь у нас - …РАФТ! (остается только нас!).


Ситуация с визами напрягла всех. Мы все погыркали друг на друга на ровном месте, успокоились только к вечеру.


Джек сообщил, что встреча с общественностью будет в пятницу в 19 часов (после вечерней службы в церкви). А еще он с кем-то договорился на экскурсию по острову – на завтра с 7 утра. Стас нашел только 5мм стальной нерж 7-ми прядный трос. Взяли хоть его.


Заняты все остальное время тем же чем и вчера: фото, видео, дневники, суд.журнал, фин.отчет…


13 сентября 2012. Четверг.


07-00. Мы уже в банке. На этот раз всё прошло нормально. Банкиры еще до 08-30 готовили документы, потом жандармерия. Жандарм еще 1,5 часа мурыжил нас.


10-30. Легализовались, наконец-то в Полинезии на 15 суток, т.е. до 27 сентября включительно. Продление визы возможно только в Папеэтте, через их соответствующий департамент, что, как предупредил нас Жандарм, неочевидно.


11-00. Взяли в частном порядке напрокат автомобиль и поехали на радостях по острову в направлении Пуа-Мау – там еще Хейердал смотрел каменные статуи - «тики». Вернулись на закате.


14 сентября 2012. Пятница.


Я – весь день занимался бумажной работой – документами финансовой отчетности для спонсоров. Часик – готовил речь и его французскую версию с Ольгой - для вечерней встречи с общественностью.


Стас – ушел на катамаран – менять тросы.


Джек – Бегал весь день между Терри- директором колледжа, мэром и нами – всё согласовывал…


Ольга и Женя – готовили фото- и видеопрограмму для вечерней встречи, в том числе - 5-ти минутный обзорный ролик про Россию на французском языке.


А.К.:


Про Россию в среднем везде ничего не знают. На кончике языка с места: «привет, водка, на здоровье!» Директор колледжа порекомендовал нам хоть чуть-чуть рассказать про Россию. Нашли в интернете на скорую руку (качали около 3 часов, новый искать было уже некогда) на французском языке 15-ти минутный французский ролик «Представляет ли Россия угрозу всему миру?». Из этого ролика всем становилось ясно – представляет! …А мы тут - с миссией мира!...


Женя, с испариной на лбу, резал и перемонтировал фильм, оставив основные географические и демографические данные. …Мне фильмик понравился!


19-00. До 21-00 мы встречались в колледже с теми, кто пришел. Все прошло отлично.


А.К.:


На встрече были в основном школьники, человек 70 и с десяток взрослых людей. Всё прошло прекрасно: Нам, мэру и директору для начала одели гирлянды из цветов, потом мы рассказывали им а они нам как счастливы этому событию, потом мы рассказали им про наше путешествие, показали кино и фото, спели им под гитару и акапело, потом они для нас пели и танцевали, а в конце, при расставании, мы должны были расцеловаться со всеми (!!!) в две щеки – это было еще то мероприятие…


После встречи нас пригласили в местное кафе –там были человек пять – школьных учителей и директор. Они нас много расспрашивали про Россию, про Сибирь.., а мы их - про их края и житьё. Расстались очень довольные.


15 сентября 2012. Суббота.


Те же заботы: я – в бумагах, Джек – налаживал контакты с местным населением, Женя – фото и видео – сортировал, отправлял, Ольга – набивала свои заметки (дневники), Стас – ушел на катамаран и занимался там хозяйством, а вечером – навигацией.(Выяснилось, что GPS трек наш не записал, придется восстанавливать по точкам, благо все точки есть с интервалом в 12 часов).


Приходил журналист – 2 часа ему уделили Женя и Оля.


Джек познакомился с французом Жаном – договорился на завтра, что тот свозит нас в соседнюю деревню – покажет и расскажет нам там про древнюю историю.


Спать легли за полночь – заканчивали финансовый отчет.


16 сентября 2012. Воскресенье.


До обеда: Стас – на лодке, Джек, Женя и Оля – в костеле на службе, а я – в постели – что-то прихворнул.


После обеда: Приехал Жан. Ездили смотреть «историю».


А.К.:


Жану 68 лет. Француз. Очень жизнерадостный, светлый мужик, я бы сказал – красавец! По английски не говорит никак. На острове живет давно – помнит еще времена, когда не было электричества.., он строил первое шоссе до аэропорта и аэропорт, был первым водителем первого автомобиля на острове, разумеется знает не из книжек всю новейшую историю острова и Полинезии. Сейчас он зарабатывает себе тем, что возит по острову туристов, рассказывает им про историю острова, но с нас не взял ни цента – это дипломатия Джека. Я чувствовал себя хреново – голова кружилась, пульс стучал в висках как молоток… Экскурсия была очень интересной! Жан много знает, давно интересуется историей, увлеченно и обстоятельно много рассказывал (Ольга переводила), у него есть своя страничка-сайт в FB.


На обратном пути заехали в деревеньку – у моря церковь 19 века, футбольное поле, площадки для волейбола и еще какой-то национальной игры – мужики там катают стальные шары по полю, а женщины – рядом играют в лото. Идиллия! Одна женщина – играя в лото – успевала еще приторговывать самопальными пирожными: мы купили по одному, потом по второму – очень вкусные и в три раза дешевле чем в магазине – невкусные. По пути заехали на могилу Гогена. Со слов Жана – Гоген перед смертью успел заразить пол острова сифилисом и потому его местные здесь добрым словом не поминают. Его могила была в полном забвении до 1921 года (похоронили в 1903 году, поперек всех могил с ориентацией тела Юг-Север), пока его могилу не отыскал некто Шмит – его поклонник, американец немецкого происхождения…, а уж потом, после 2-й мировой войны, дабы упрочить здесь своё влияние –по-видимому – поставили на его могиле памятник поперек гроба – чтобы смотрелся как все. …Французы вообще-то вламывают в экономику острова (да всех островов) огромные бабки! Чего стоят только аэродромы на всех населенных островах и прекрасные новые автодороги! Они выучили за свой счет местных грамоте – везде на островах бесплатное среднее образование – в Папеэтте – Университет! (мы ходили по школе на Хива-Оа – смотрели как это выглядит – точно, что лучше, чем России – прекрасно оборудованные школы, с интернетом, спортзалами, бассейнами… - это же всё построено за деньги французских налогоплательщиков!). Теперь у них начинается борьба за независимость!... Как же все падки до халявы – прибрать к рукам не своё! …тут невооруженным глазом видно, что если Франция перестанет датировать эти территории, то через 5 лет самостийная Куба, в сравнении с этими краями, будет выглядеть как цветущий Рай! …Это лично моё мнение, и мы здесь волею судьбы, а не с политической миссией. Дай им Бог того, чего они хотят!


17 сентября 2012. Понедельник.


Готовили катамаран. Сделали новую проводку шверт-талей, заменили сорлини на рулях. Разобрали, собрали – промыли прочистили лодочный мотор и топливный бак. Чистили поплавки, чистили камбузные ящики и печки, палубу… набрали 250 л воды из водопровода для целей умываться и т.п. – все это надо было принести, перетащить на судно и компактно распихать и надежно закрепить… Вернулись в бунгало на закате. А денек был феерический – впервые весь день солнце – увидели горы до вершин – красиво здесь!


На завтра – «свободный день» – всем подбить свои дела. Я настаивал на старте на завтра, но все жаловались, что дел колхозных у всех тут еще на неделю, и …так ничего и не посмотрели опять!..., но устали все в хлам.


Уходим в среду после полудня. Курс на Фату-Хива.


18 сентября 2012. Вторник.


День был у всех весьма напряженный, что-то успели сделать, что-то не успели… Я дозакупил продуктов и воды. На катамаран ездил только Стас – подзаряжал аккумуляторы.


19 сентября 2012. Среда.


С утра все засели в интернет – успеть пообщаться с близкими, почта и т.п.


12-00. Покинули бунгало. Нас перевозили на двух джипах: сам мэр и Жан.


15-00. Отвалили. Погода – дрянь – ветер за 20 уз, дождь…


Нас провожали: Этьен – мэр острова, Жан Мишель – главный жандарм острова, Жан – француз, Самюэль – корреспондент, экипаж французской яхты – на моторной надувной лодочке.


Под мотором пошли сначала к острову, что на выходе из бухты – там хотели посмотреть в упор на мант – их там сотни - их видно с дороги – они туда приплывают, чтобы рыбы объели с них всяческих паразитов. Волнение было даже в бухте немалое и мант мы не увидели…, зазря уходили под ветер.


15-20. Подняли Гр.3 + Ст40% . Предстоит лавировка до Фату-Хива, до которого 45 миль.


17-10. Д.40,5 миль. На вымпеле 25-28 уз., идем почти по пеленгу, отваливая к западу градусов 10. Бейдевинд. Волны около 3 метров – долбят как и положено на бейдевинде. Хива-Оа весь в облаках и дожде. Мы из под дождя уже вышли. Слева по борту у нас «козлиный остров» - он еще во времена Хейердала (1937 год) был голым и на нем кроме козлов нет никого. Распределяем вахты – по 2 часа, начинает Стас, так как он уже на вахте.


А.К.:


17-30. На палубе я и Стас. Ребята прилегли и сразу задремали. Все недомогают. Я и Стас – то же. Я уже отдал свою первую дань Океану. Готовлю макароны «по-флотски» из свежего (замороженного же, конечно) фарша - это трудно, так как катамаран сильно подбрасывает и мотыляет во всех направлениях. Тем не менее, поджарка уже готова, спагетти довариваются и сейчас надо будет слить воду так, что бы не себе на ноги и чтоб макароны не за борт. …А есть уже не хочется. До захода солнца 30 минут.


21-30. Дистанция 36,9 миль. Волны и ветер с левого борта Вымпельный ветер 23-26 уз. Небо чистое. Долбежка поуменьшилась – вышли на океанские глубины.


20 сентября 2012. Четверг.


05-30. Дистанция 8,0 миль. Заходим в тень острова Фату-Хива.


06-00. Зашли в ветровую тень. На вымпеле 8 уз, а волна та же. Оверштаг не получился, спокойно делаем фордевинд. Скорость 1,5-2 уз. Надо было крутить поворот раньше…


09-45. Вышли на плановый трек. Дистанция 11 миль. С этой точки мы одним галсом попадаем в Цель.


11-00. Снова зашли в ветровую тень острова, но теперь до берега не более 500 метров, а до Цели 1,8 мили. Остров очень красивый!!! Переходим на мотор. Мотор через 5 минут снова стал «козлить» как и раньше – даешь газу – глохнет! …Ну и бензинчик нам продали на Галапагоссах…


12-00. Отшвартовались к причалу Хана-Ваве. Марина у них есть - отгородка одним молом от Океана - но очень маленькая 30х30 м, в которой стоят 6 штук алюминиевых плоскодонок метров по 4 в длину с моторами «Меркюри» или «Сузуки». Красотища кругом - !!! …Ни один человек не появился на причале, хотя люди были – все занимались своими делами.


А.К.:


Причалили к берегу у деревни Хана-Ваве. Здесь мы в ГУГЛе нашли марину. Сюда Тур Хейердал приезжал на коне из Омоа, где он жил и куда – судя по книге «Фату-Хива. Утерянный Рай» - он высадился в 1937 году в поисках своего Рая. Место Хана-Ваве – действительно – райское!!! Все отметили, что красившее ничего еще в этом путешествии не видали! Только нигде не видать соломенных хижин… Есть приличная набережная с фонарями, от неё уходит центральная асфальтированная улица вглубь долины, утопающей в тропической зелени. Минут через пять подъехал на джипе какой-то местный в трусах, шлепках и замусоленной майке, на которой была надпись «policiе». Представился, что он здесь и есть власть. Он был в курсе, что мы можем здесь оказаться. Мы высказали ему свое пожелание съездить в соседнюю деревню Омоа. Он сказал, что готов свозить нас туда и обратно за 150 долларов. Нам это показалось чрезмерным, так как по воде туда было миль пять. На том и расстались.


Мы пошли по «деревне» искать мэрию, что б нанести визит вежливости мэру и заодно попросить у него авто…. Мэра не оказалось, но авто в мэрии было – за те же 150 долларов. Это не восток – здесь не торгуются - 150 долларов и баста. Времени у нас было в обрез и мы согласились. Уже через 5 минут езды жалость по 150 долларам пропала напрочь – все были в некоем шоковом восторге от панорам, что были слева и справа! Через пару километров серпантина асфальт закончился и пошла грунтовка. Я такого серпантина еще не видал – он шел просто по вертикальной стене с постоянным подъемом градусов в 15-20 и поворотами на 180 градусов. С одной стороны дороги – обрыв – ничем не защищенный, а ширина дороги таковая, что разъехаться двум джипам, по-моему, нереально. Через 1,5 часа мы были в Омоа. Место – тоже райское. Походили – посмотрели, поспрашивали – никто про Хейердала здесь не помнит и не знает. Наш водитель сказал, что он вообще в другой долине жил… Времени на всё про всё у нас был один час, чтобы успеть засветло к катамарану и стартануть на заходе солнца. Мы полюбовались местной экзотикой, посмотрели на древние каменные кладки -платформы, фотографировали и снимали непрерывно! Так хотелось это всё впитать в себя! …Вышли на набережную – там тоже оказалась марина – так же мол метров в тридцать отгораживал площадку с причалом от Океана. Посмотрели на прибой, через который Хейердал стартовал на шлюпке на остров Хива-Оа и через который возвращался в цивилизацию обратно. Прибой был очень приличным, при том, что ветра не было. В общем – вкусили мы чуть-чуть калорита!


17-45. Отвалили от причала еще посветлу. Путь на атолл Факарава, что в архипелаге Туамоту, по пути к Папеэтте. До атолла 531 миля. Чистое небо. Идем под мотором, так как мы на подветренной стороне острова и нет ни волны ни ветра. Взгляды на остров – очень красивый!


…Рабочий режим – вахты по 3 часа, первая ночная – с 18 часов, первый – Джек.


21 сентября 2012. Пятница.


02-30. Дистанция 489 миль. Гр.3 + Ст. Лев.галс., Ветер 10 уз., скорость около 5 уз., идем точно по пеленгу. Погода отличная. С левого борта увидел висящую новую дополнительную (вспомогательную) ванту. Посмотрел место обрыва – перетерся коуш (они на вид из фольги…), а потом и трос перетерся…


А.К.: Ванта эта была мной придумана и установлена на Санта Крус для страховки основной ванты – если та вдруг по какой-то причине оборвется, то чтобы мачта не упала. Эта страховочная ванта ненапряженная – она болтается ненапряженной, ну - …с минимальной натяжкой амортизирующим звеном – 8 мм веревкой в 6 шлагов. …Ладно – поменяем на Таити тросы и коуши – там должны быть качественные – все же порт солидный! …Утром поменяем заделку…


05-00. Дистанция 478. Ветер 15-18 до 21 уз., Скорость 7-8 уз. С кормы огромная черная туча, над нами – туча, слева и впереди – туча и дождь из под неё хлещет. Бр-р… Волна длинная, раскатистая, идем плавненько.


08-30. Ванту отремонтировали. Обнаружили обрыв шверт-тали подъема шверта. Шверт нам не нужен будет до Таити… остановка на 5 минут – Джек занырнул, завел под шверт шнур и мы притянули шверт к палубе.


10-15. Разрифились до 1 рифа. Идем полный бакштаг, почти фордак, на вымпеле 11-12 уз, шквалов не предвидится. Скорость - 6-7 уз. Спокойная волна, отличная погода. Едем как в люлечке!


17-45 Дистанция 407. Всё то же …Обнаружили, что лопнул с одной стороны хомут («флажок») на левой ноге пирамиды. Лопнул там, где его варили на Галапагоссах. Есть у нас специальный ремонтный хомут на такой случай, но менять на ходу не стали - реальной опасности никакой нет. Но – «береженного Бог бережет» - взяли 3-й риф на ночь.


А.К.: Судя по сколу на хомуте – лопнул он не сегодня и не вчера… но как-то не заметили… Вторая половинка хомута – собственно «флажок» (Сталь 4 мм) - в полном здравии. В этом катамаране пирамида полностью автономна – теоретически – её можно снять вместе с мачтой и вантами с плоского каркаса и целостность не нарушится, поэтому, хомуты-«флажки» служат лишь для соединения пирамиды с плоским каркасом. Даже если бы флажок обломился полностью (даже если бы ДВА любых флажка из 4-х обломились полностью) – ничего чрезвычайного не случилось бы. На пирамиде палатка, которая дополнительно притягивает её к каркасу + дополнительные ванты – не дали бы ей никуда убежать! Тем не менее, я предусмотрел вероятность поломки такового хомута и предусмотрел возможность замены его в Океане на ходу (в дрейфе, разумеется), изготовив два ремонтных хомута (левый и правый), отличающихся от оригинальных тем, что они разъёмные – из двух половинок – верхней и нижней, стягиваемые на балке четырьмя болтами М10.


Поэтому, я решил идти дальше – как есть - до тех пор пока не появится хотя бы трещинка на «флажке». А мы – уж дудем бдить! Если что – заменим! …Так мы и прошли еще 400 миль до Таити, а трещинка – так и не появилась. Вот и славно!


22 сентября 2012. Суббота.


06-15. Дистанция 333 мили. За ночь прошли 71 милю.


А.К.: …под 3 рифом прошли больше, чем вчера днем под 1-м!. Моя вахта с 6 утра, но я проснулся раньше (наверно потому что ехали как в люлечке), лежал и смотрел через распахнутый вход палатки на Ольгу (она была на вахте), а Ольга смотрела на восход – это между кормой и флагом – по её лицу можно было видеть как встаёт солнце!... Не хотелось ей мешать. Ровно в 5-30 вскочил Стас —это время передачи наших координат – у него какой-то автопилот срабатывает – он быстро, сильно не раскрывая глаз, чтоб не проснуться, - через меня лезет на палубу, быстро записывает и передает по спутниковому телефону точку («точурочку» - как Стас говорит) и снова падает в палатку и мгновенно засыпает.


. Нога на пирамиде стоит! Новых трещин нет! Погода отличная! Много летучих рыб…, ветер на вымпеле 11…14 уз.,идем 6 узлов лев. бакштаг. «Пашка» отлично держит курс! Я сижу на камбузе и стругаю капусту – вчера пообещал бигус с тушенкой на завтрак.


12-00. Разрифились до 2-го рифа. Погода та же. По небу бегут небольшие отдельные тучки.


18-00. Дистанция 266. Ветер усилился до 18-21 узла, пошла волна. Пара волн залетела на палубу. Взяли 3-й риф. Впереди – на пол горизонта всё в облаках. …Нога пирамиды постукивает, но трещина не образуется. Идём.


А.К.: Таким темпом к атоллу Факарава мы прийдем точно через двое суток , т.е. на закате дня. Это плохо! Пока зайдем, пока найдем – темно и никто не работает, а нам нужен жандарм, чтобы попробовать визы продлить. Значит узнаем мы только утром, часикам к 11 – смогут продлить или нет… а если нельзя, то мы не успеваем в Папеэтте – виза у нас открыта до 27 сентября. Досадно. Мы всё время спешим и никуда не успеваем. Сначала мы опоздали на остров Пасхи, соответственно не попали на Питкерн и не прошли по всем атоллам Туамотту – ничего этого не случилось… И теперь небольшой передых на Таити и надо гнать до Индонезии, чтобы там еще не зацепить ураганы… Как-то всё не так, как хотелось… А пока ждём, может задует покрепче, пойдем побыстре. Прекрасная погода. Сижу в полукомбинезоне «Океан», сверху флиска и еще спасжилет – нисколько не жарко…


… На ужин я сделал сегодня отличный суп с тушенкой, а для любителей овощей – измахратил вилок капусты –Женька попросил витаминов. Ольга от супа отказалась, капусту забраковала, так как я добавил туда щепотку соли, Стас априори отказался от «силоса». Женька – наоборот - ел капусту за всех – потому на суп у него места не хватило, зато Стас съел полкастрюли…, ну и я с Джеком помогали как могли. Устали ребята. Отдых нужен.


23 сентября 2012. Воскресенье.


03-15. Снова лопнул-перетерся трос с коушем на левой дополнительной ванте ( А.К.: какое всё же г… китайцы делают! Не стали менять трос – срастили веревкой. Едем дальше).


07-30. Разрифились до Гр.2. На вымпеле 11-13 уз. Идем хорошо - 6-9 уз.


11-00. Дистанция 166. Держим среднюю скорость 6 уз.


17-40. Дистанция 125 миль. За день – 75 миль. Отлично! Зарифились на ночь – как обычно до Гр.3.


На ужин сделал гречку со сливочным маслом. Тушенка в прикуску. Вылизали!


24-00. Дистанция 94 мили. Ветер постепенно зашел с В-ЮВ до В и до В-СВ. Теперь у нас чистый фордак. Стаксель полощет. Скрутили. Скорость конечно же упала - до 3- 4 уз. На Факарава посвету не успеваем, пойдем мимо.


24 сентября. 2012. Понедельник.


06-30. Убрали грот и стаксель Подняли геннакер. Пошли бодрее. На вымпеле 5-7 уз. Курс на атолл Кауехи.


12-15. Из-за горионта показался атолл – верхушки пальм - до него 4 мили. Постараемся пройти близко.


12-40. Атол рядом перед нами, до берега метров пятьсот… Красивые пальмы, чистый белый песок, не души… Так хочется сойти на берег и поваляться.


14-00. Причалили.


А.К.: . …Подходим к берегу до 50 -100 метров, убираем геннакер, включем мотор и идем вдоль берега. Вода идеально прозрачная и с левого борта голубая, а правого - синяя. Дна не видно – явно очень глубоко, а ближе – уже прибой – мы с наветренной стороны. Вдруг видим среди пальм пирамиду из камня (коралла), высотой метров 7-9. Поздно увидели – уже прошли мимо и даже не сфотографировали, пирамида скрылась между пальмами, а причаливать на рифы на наветренном прибое, чтобы посмотреть – я не стал.


Взоры всех устремлены только на берег – он притягивает, притягивает… Вдруг, прямо перед носом судна вынырнул здоровенный кит и пошел на нас! Нырнул под катамаран! Я ору – «Всем держаться крепко за ванты!» …Кит прошел под катамараном и вынурнул метрах в ста за кормой. Потом он или они - по моему их было 2 или 3 - долго шли параллельно с нами, справа по глубине, метрах в 30-70 от нас. Фыркали очень громко с большими фонтанами, выныривали редко. Картина очень величественная – кит здоровенный – медленно-медленно выходит мордой из воды – как подводная лодка, потом фонтан, потом громадная спина, плавник… и снова - под воду – секунд тридцать это длится. Мы успели поснимать это на фото и на видео и даже ловили моменты, чтобы сфотографироваться на их фоне. Потом Женя снимал художественный кадр с каждым из нас – как кто вдруг увидел кита и как среагировал. Последнего снимали Джека – он вдруг как заорет во все горло «кит!» с вытаращенными глазами. Больше китов мы не видали – перепугал их Джек. …Так близко я таких громадных китов еще не видел, …разве, что белух на Белом море.


Атол почти круглый – километров 15 в диаметре, а кольцо суши в ширину – 100-200 метров.


Не причалить было невозможно! Пройдя миль шесть вдоль рифа, мы попали в ветровую тень атолла. Здесь ветра не ощущалось, но прибой сохранялся. Нашли первое подходящее место – очень понравились две живописные пальмовые рощи на берегу и между ними риф безлесый риф шириной около 50 метров.


Воткнулись в берег носом, вытащили якорь и еще чальный конец и надежно припарковались. Был прилив - глубины у носа судна были 0 – 0,5 метра, а под кормой от 5 до 30 м и дальше всё обрывалось в океанскую бездну. Катамаран поднимало на волне и накатывало на острые, как бритва, кораллы - метра на 2-3, потом с волной тащило обратно. Ребята высказали сомнение – сколько времени выдержат такой рашпиль наши поплавки. Я был абсолютно уверен в поплавках, но меня волновали чальные концы – вот их перерезать об коралл – не фиг делать – хоть это и 20 мм капроновые канаты… Оставаться на судне никому не хотелось – все одели неопреновые ботинки, которые тащили с собой именно для такого случая. Выяснилось, что Ольга не взяла с собой неопреновых ботинок, а взяла какие-то кожаные тапочки с плоской подошвой… Ладно, перекрестились и пошли, прихватив с собой спутниковый телефон, фото и видеокамеры, а я еще взял маску и трубку, надеясь, что внутри атолла будет где поплавать.


… До сухого берега было метров тридцать воды – в среднем по колено. Сразу увидели несколько небольших рифовых акул до метра длинной, которые шугались от нас подальше.


… Войти в пальмовую рощу далее первого – второго дерева оказалось невозможным – барьером по грудь стоял сплошной колючий подлесок! На пальмах – кокосы. Попробовал сбить ради интереса – и камнем и палкой – ничерта не вышло – не хотят отрываться и падать! Других плодовых растений не видел. Внутри атолла берег оказался наветренным, волна небольшая, до полуметра, но пляжа не было – это был дикий коралловый берег. Рыбки размером до двух ладошек шастали между кораллов и в гребешках волн. Вода – идеально прозрачная!


На берегу валялся бытовой мусор: ошмётки сетей, рваные тапочки, пластиковые бутылки… Между пальм стоял шалаш, рядом кучи кокосовой скорлупы и натянутые сетки для просушки мякоти кокосовых орехов. Людей, судя по обилию кокосов на пальмах, давно не было здесь.


Времени у нас было не много и я поспешил обратно к катамарану.


Катамаран уже не ерзал как прежде по кораллам, а надежно стоял, слегка вздрагивая на прибое. Был отлив и вода ушла сантиметров на двадцать, половина катамарана стояла на берегу, а вторая половина свободно плавала… Я подналег с носа, пытаясь спихнуть трехтонный аппарат в море, но он даже не шелохнулся. Вот незадача! Я один – никого нет! Первая мысль – стравить часть воздуха из поплавков, дно выполощется, осадка уменьшиться до нескольких сантиметров и спихнуть катамаран в океан по этой мели. …Но тут накатила волна побольше и катамаран существенно качнулся. Я подналег и как-то чуть-чуть его успел сдвинуть! Стал ждать следующую большую волну – она накатила следом – я был готов – катамаран оказался на плаву на 3-4 секунды и я налег со всей мочи и …получилось! Катамаран закачался на волнах, носом ударяясь в берег, …терка кораллов о поплавки конечно была жесткой, но я свято верил в ненапряженное дублирование дна.


Ребята бродили по острову, а я одел маску, ласты и нырнул с кормы посмотреть что там. Бог мой – там было всё как в хорошем кино про подводный мир. Атол почти вертикально уходил в черную бездну, видимость была прекрасная, ни малейшей мути! Рыб всех мастей и размеров было больше чем в аквариуме, кораллы всех цветов – всё это ярко освещено! Здорово! Сколько вижу подводный мир – столько восхищаюсь – наш земной выглядит в среднем блеклым в сравнении с ним.


Вскоре подошел Стас. Я долго уговаривал его понырять с маской – полюбоваться подводным миром, а он отнекивался, что из него ныряльщик – как из говна пуля, но я был красноречив и настойчив! Стас понял, что проще нырнуть, чем отказать и был в восторге! Потом подошел Джек – наш штатный ихтиандр – тоже поплавал, повосхищался… Потом мы все намылились и помылись. Ольгу переносили на руках, так как в своих тапочках она – конечно же (В 2006 году, когда мы впервые вышли в Океан, мы тоже брали кеды, босоножки и т.п. – порезались все на первой же чалке!) – поранила палец об острые кораллы и капля крови сочилась из царапины. Мы много читали про то, как акулы теряют остатки своего рассудка, когда чувствуют кровь и рисковать не стали.


… надо было уходить – мы загостились – чтобы наверняка успеть в Папеэтте до утра 27 сентября.


16-45. Отчалили кормой под стакселем под напором слабенького отвального ветерка. Выровнялись. Подняли геннакер. На камбузе варится картошечка, к ней пару банок тушенки. Всё отлично! У всех приподнятое настроение!


18-00. Убрали геннакер, поставили грот на втором рифе и стаксель на бабочку. Ход 5-6 уз., при том, что на вымпеле 12-14 узлов.


20-20. Наблюдаем слева по курсу белый проблесковый огонь – предположительно - это маяк на атолле Факарава. До него сейчас 15 миль.


25 сентября 2012.


00-00. Слева атолл Факароа, прошли отметку «0», теперь дистанция 245 миль до Папеэтте. Слева с траверза 4 ярких огня и 2 проблесковых плюс в ряд 5 или 6 красных - это начало атолла. Впереди слева, миль через пять, тоже виден проблесковый огонь – по карте – это основной вход в атолл. Волны нет вообще, ветра – тоже -3-4 узла, а несем Гр.2 +Ст. на бабочке, скорость – 2 узла. Ветер, по прогнозу, должен был зайти с В., но пока дует с СВ и идем фордаком. Луна во второй четверти – на закате, но очень светло и …тепло.


01-30. Дистанция 242 мили. Огни атолла Факарао – за кормой по правому борту. Ветерок подскис до 5 уз. Едва летемся – менее 2 уз. Перекинул стаксель на правый борт – всё – пошли бакштаг, скорость возрасла до 3 уз.


02-45 Дистанция 238 миль. …7 миль за 3 часа. Совершенно очевидно, что засветло 26 сентября мы в Папеэтте не успеваем.


06-00. Дистанция 230. Ветер 4-5 уз., едва плетемся. Поставили геннакер, через 5 минут убрали его и подняли полный грот. Жаль кливер порван – он бы в самый раз был!


14-00. Дистанция 192 мили. Гр.+ Ст. галфвинд. Дует 8-10 уз. Приводимся на 15-20 градусов к Ю., так как по прогнозу ветер будет и дальше заходить к В-ЮВ и к Ю, т.е до бейдевинда. А зачем нам бейдевинд если можно пройти по дуге бакштагом – да и скорость побольше. Волна до 0,5 метров, но зыбь до 3-4 метров идет с Ю. под 60 градусов к ветровой волне. …Таким темпом, мы и к утру 27 сентября не успеваем, а лишь к «обеду» - хорошо бы так!


09-00. Затрещала удочка. Приводимся. Я минут 15 кручу леску на катушку к себе, а рыба её сматывает к себе… потом рыба сходит. Достали блесну – оба тройника разогнуты.


А.К.: …Я накручивал лесу на барабан метрами, а рыбка раскручивала её обратно десятками метров. Я поставил тормоз в максимальное положение, когда на барабане осталось метров 10-20 лески, а смотано было более 150 метров. Рыба все одно продолжала сматывать, причем леса уходила в воду под углом градусов тридцать, а потом – очередной рывок и …сход. Я попробовал потянуть за лесу сам в этом положении тормоза – не смог - у меня не хватило сил! …Что там сорвалось? Может акула, а может туна – теперь не узнаю. Ну и хорошо – одной рыбой в Океане больше будет, а мы тут не пухнем от голоду.


… Неожиданно плохо стало другое – я так напрягался с удилищем, что подсорвал спину – разогнуться теперь не могу…


12-00. Снова трещотка на спиннинге. Первый рывок и сход. На этот раз рыбина сожрала сразу один тройник с заводным кольцом и изуродовала блесну. Это уж точно была акула! Эту хохмочку я уже видал.


16-20. Слева по борту в полумиле небольшой спортивный катер с торчащими удочками – верный признак – впереди земля! Это первое судно в Океане после Галапагоссов.


18-00. Рифимся до Гр.2. Дистанция 167 миль. Идем точно по пеленгу на Папеэтте. Вымпельный – галфвинд. Скорость – 6 уз., отлично.


26 сентября 2012. Среда.


03-00. Дистанция 119 миль. Обстановка та же, разве, что волна увеличилась – судно подергивается в трех измерениях как бы относительно какой-то нейтральной точки. «Пашка» отлично держит курс, к румпелю можно не прикасаться!


06-00. Д.102 мили. Еще темно. С кормына В. черная туча, занимает 60 градусов по горизонту и 10-15 градусов в в ысоту.


16-00. Прошел по поплавку левого борта – он показался мне мягким. …Похоже, что 3 часа шорканий на прибое по кораллам, не прошли для поплавка незамеченным. Подкачали 3 секцию. Будем наблюдать. ( А.К.: Наблюдения показали, что всё нормально, за последующую неделю поплавок стоял как надо!)


11-00. Взяли 3-й риф и стаксель скрутили на 2/3. Нам уже не надо спешить! К вечеру мы не успеваем, а ночью не хотелось бы чалиться, да и на Таити хочется посмотреть со стороны…


Мы идем галфвинд относительно корпуса катамарана, а по GPS – бакштаг. Без грота, под одним стакселем, дрейф возрастет еще, так как мы идем без шверта, а ставить его не хочется, так как мы его подвязали и он там хорошо висит.


…Сегодня ветерок дул в среднем 12-15 узлов, шли галфвинд. Облачка нас догоняли настоящие, дождевые и поливали нас несколько раз, разумеется со шквалами (до 24 уз.). Ветер, по прежнему – дует с Ю-ЮВ, раздул волну 1,5-2 метра, а зыбь, как и вчера идет с ЮЗ, но стала крупнее – до 4 метров. Эти волны имеют разные частотыинаправления, они пересекаются, как-то накладываются, создают новые волны, а те в свою очередь накладываются с другими и получаются вдруг (!!!) ниоткуда волны или провалы метров в 6 высотой и весьма крутые и «бестолковые» - они болтают нас во всех направлениях да ещё и поддают снизу по матрасу так, что иногда всех одновременно подбрасывает в палатке. Состояние у всех – неважное, всех немного мутит, все это как-то переносят, но некомфортно сегодня. На палубе – только вахтенный, остальные – спят, лежат в палатке.


17-00. Дистанция 44 мили. Ветер усиливается, на вымпеле уже 16-18 узлов. Впереди – по всему горизонту – облако из которого обильно поливает дождь.


17-30. убрали грот. Скорость все равно 4 узла! Блин!.., быстро идём…, к тому же стоим бортом к ветру – долбит волной нас нещадно, некоторые перелетают через палубу.


19-00. Ветер усилился, на порывах 30-35 узлов. Уж и не знаем – чем тормозить!


23-00. Зашли в волновую тень острова. Пошли еще быстрее! Оставили на стакселе 10% (около 1 кв.м), все равно идем 2-3 узла, судно едва управляется…, вроде должны до утра додрейфовать.


27 сентября 2012. Четверг.


03-00. Дистанция 4,0 мили. Остров весь в огнях слева по борту – рукой подать. На фоне острова в свете Луны полная радуга – из города в море! Идем под голым рангоутом в ветровой и волновой тени, но ветер есть и мы идем не менее 1,5 уз.! Нас таки дотянуло до порта. …Всё одно в порт прийдется ночью входить… Связались с портом – ответ короткий «Well come to Tahiti!». Общий продъем.


03-30. Заводим мотор. Все на палубе. Надуваем надувные бревна для мягкой швартовки, готовим «Морковки» и чалки. На руле Стас.


04-10. Проходим входные огни. в Порт. Ищем глазами мачты. Видим. Идем на них.


04-30. Причалили к плавающему причалу, рядом с яхтами. Приехали! SMS на сайт. Звонок Роме и телефон сдох… Дождя нет, но что-то большее чем туман!


…До калитки в город метров 15. Калитка открывается изнутри, но не снаружи. За калиткой – набережная. Там шныряют автомобили в среднем каждые 5 секунд! Слышны петухи… Под благим предлогам «искать туалет» все свалили в город, а я остался открывать двери тем, кто надумает возвратиться. Делать нечего, настроения – никакого. Я прилег и …заснул!



Материал: http://www.ocean.energydiethd.com/journal/september/






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий