
Экспедиции | Кругосветка на Катамаране

Анатолий Кулик
Кругосветка на Катамаране
Кругосветное плавание Анатолия Кулика и его команды уже стало выдающимся событием в мире парусного спорта и экстремальных путешествий. Это первое в мире кругосветное плавание на надувном парусном судне!
Идея отправиться через океаны на надувном разборном паруснике выглядела очень рискованной. Но риск этот не имел ничего общего с авантюрой – все было продумано и просчитано. Капитан Кулик – опытный конструктор судов, и он сам проектировал и строил парусники, на которых команде предстояло пересекать океаны. Маршрут так же был его идеей.
К началу 2012 Анатолий Кулик и его команда прошли три этапа из запланированных четырех.
И вот в марте 2012 года начался заключительный, четвертый, этап уникальной кругосветки..
Четвертый, этап
день 278 | миль 12444 (23046,29 км) 5 декабря 2012 года
Судовой журнал — официальный документ экспедиции, в котором кратко и без эмоций фиксируются все события, которые произходят в ходе путешествия, а также описаны условия плавания.
август 1 - 30 сентябрь 1 - 10 10 - 30 октябрь 1 - 15 16 - 30 Ноябрь 1 - 7 Ноябрь 8 - 25 Январь 3 - 17 Февраль
Октябрь 2012
16 октября 2012. Вторник.
А.К.: Сегодня после полудня с Ю-З пошла зыбь – где-то море изрядно волнуется. Волны зыби очень длинные – метров по двести, а высотой – около двух. Ветровой волны – никакой (для нашего 12-ти метрового катамарана). Идем как по рельсам. Авторулевой «Пашка» прекрасно держит курс, но вахтенный все равно сидит с румпальником в руках – так всем спокойнее и порядка больше. Погода – шелковая. Чем занят экипаж в такую благодатную пору:
- я «рисовал кораблики» - в Океане мозги успокаиваются от отсутствия текучки и приходит много чудных технических решений над некоторыми из которых я бился уже много лет безрезультатно. Это радует! Кроме рисования – надо еще пару раз накормить экипаж горячей едой и отстоять (отсидеть) свою дневную вахту 2,5 часа. Еще оставалось немного времени почитать.
- Ольга чудно проспала весь день, за исключением своей вахты и перерывов «на обед».
- Мужики весь день по очереди насилуют гитару – каждый что-то разучивает новое – песни, аппликатуры…, гитара вообще не молчала сегодня.
- С самого утра день начался хорошо! Я с 6 утра стал на вахту, вылез Стас – поставить точку, поставил, послал. За бортом все было просто феерически, занимался новый прекрасный День! Я достал из рундука бутылку красного сухого французского вина – ее подарил нам на Бора-Бора капитан с французского катамарана, выразив восхищение нашему «безумству» - Стас улыбнулся, почесал затылок и подтвердил «А, …давай!». Я по такому случаю достал пластиковые одноразовые фужеры, которые вез еще с Мексики, и мы со Стасом глядели на восход солнца и не спеша пили вино с сыром. Вылез Женя, но Солнце уже взошло и припекало, наш брудершафт со Стасом уже ушел в прошлое. Женя сделал салат из помидор, огурцов, зелени… съели и это. Замечательно начался День!
21-00. Ветер от 10 до 17 узлов. Скорость – от 4 до 7 узлов. Д. 396 миль. Все то же.
17 октября 2012. Среда.
07-00. Разрифили грот, убрали стаксель, поставили кливер.
08-00. Дистанция 348 миль. Ветро-волновая обстановка та же, что и вчера. Красота!
16-00. Д.303 мили. Весь день идем полный бейдевинд с трехбалльным ветром с С. Чистое небо. Волна до 1,5 метров, зыбь – около 2 метров. Досуг у всех – тот же – гитара (даже Ольга взялась учиться играть), книги, вахты… Поедание бананов, манго, папайи, помидоров… Идиллия!
17-35. С Ю. потянули сплошным фронтом тучки, солнце закрыли, похолодало. Сегодня передвинули стрелки часов еще на 1 час назад, сегодня длинные сутки – 25 часов.
18-30. Тучи налезли таки на нас, но ветерка не добавили. Тем не менее, взяли 2-й риф на гроте.
21-00. Д. 272 мили. На вымпеле 20 узлов, идем 6-7 узлов. Катамаран изрядно кидает – по-видимому, ветер развел волну, идем бейдевинд. За кормой громадное черное облако.
24-00. Удаление 258 миль. Ветерок порывистый от 8 до 17 узлов. Поймали шальную волну с борта – она прокатилась по всей палубе.
18 октября 2012. Четверг.
05-45. Разрифили грот до 1 рифа.
11-00. Д. 198 миль. Циклон, если он был, ушел. Идем крутой бакштаг. На вымпеле в среднем 14 узлов, идем – 5-6 узлов. Небо чистое, лишь у горизонта полоска облаков, явно не опасных. Не жарко, потому, что – ветерок.
…К ночи ветер постепенно отошел сначала до полного бакштага, а потом – до фордевинда. Все же на ночь взяли 2-й риф.
19 октября 2012. Пятница.
00-00. Д. 132 мили. Идем фордевинд со скоростью 3-3,5 уз., на вымпеле 4-5 уз., Стаксель не работает, нас тащит только грот на 2 рифе. Чистое звездное небо! Волны нет - едва колышет.
03-00. То же. Едва дует. Идем (плетемся…) на автопилоте как по нитке.
06-00. Дистанция 114 миль. За ночь прошли всего 46 миль. На вымпеле дует 7 узлов. Разрифились по полной.
08-30. Д. 102 мили. Ветер чуть усилился до 8-9 узлов и мы уже «бежим» 5 уз.! С Ю-ЮЗ появилась мощная зыбь – волны около 4 м, но на нее накладывается еще одна зыбь с Ю-В, но она поменьше – около 1,5-2,0 метров. Поверх этих волн накладывается еще ветровая - менее 1 метра – она идет с Ю. Все эти волны интерферируют, внезапно возникают водяные горы или провалы… Идем. Облачность 50%, дождей не видать.
А.К.: 08-30. Уже час перед нашим судном (а мы идем 5 уз.!) кружит стая олушей – их много – штук 40-50! У этих олушей бело-рыжие крылья, красные лапы и голубые клювы. Они ныряют в волны и выныривают оттуда с рыбой, которую тут же проглатывают. Здесь же выпрыгивают небольшие (метровые) тунцы. Все гоняются за летучими рыбами. Летучие рыбы выпрыгивают (взлетают) из воды от преследующих их тунцов или макрелей, но за ними тут же устремляются несколько олушей, и они виртуозно догоняют этих рыб в воздухе! Непонятно только почему эта вакханалия идет все время перед носом нашего судна! Обычно мы проходим такие места и птицы и рыбы остаются за кормой…
После завтрака Стас от нечего делать взялся зашивать дыры на кливере. (А.К.: …он давно ждал своего героя).
Весь день шли 3-5 узлов в той же зыби с той же болтанкой и с ветрами 7-9 узлов. На ночь все же взяли 1 риф на гроте – на всякий случай.
20 октября 2012. Суббота.
02-00. Ольга будит Стаса - мол травит правый поплавок (!). Встали все! (А.К.: Нам-то эта «хохмочка» была знакома до боли). Кормовая часть правого поплавка заметно осела. Качаем обе секции одновременно. Тем не менее, послали Корешу СМС: «Резко стравили обе кормовые секции правого поплавка. Подкачиваем постоянно. У нас глубокая ночь».
02-15. Определили, что травит вторая от кормы секция, пробой значительный, так воздух секция не держит нисколько. Причина – пока непонятна. Может протерлась ткань поплавка, может напоролись ночью на что-то острое (хлама в океане хватает), может куки-каттеру удалось таки прокусить наши бронебойные поплавки… Подкачали до звона две секции правого поплавка смежные с пробитой. Разрифили грот, идем дальше. До Раротонга 23 мили. Обстановка вокруг – та же – море спокойное, ветер 10-12 уз., идем 3 узла т.е. никакой реальной опасности ни для судна, ни для экипажа – нет.
03-30. 10 градусов справа по курсу ( по ДП судна) вижу точечное зарево над горизонтом. Дальность 18 миль. Значит у нас дрейф 10 градусов.
06-20. Дальность 5,3 мили. Светло. Остров перед нами. Красивый. Все горы в зелени. Белая полоска пляжа. Вдоль всего побережья – строения. Слышен был рев турбин самолета. Самолета не видели. Под нами десятиметровые глубины, до берега метров двести. Прямо перед нами в 30-40 метрах небольшой кит (чуть поменьше нашего катамарана) плывет и переворачивается винтом и машет нам плавниками. Добрый знак!
08-00. Отшвартовались в самом правом углу порта, правым бортом к причалу.
09-30. Легализовались в стране.
А.К.: Конец принял какой-то секьюрити и мужик, который отрекомендовался, что он вице-президент Союза путешественников на парусных каноэ островов Кука (…а ведь нас с Таити провожал Президент этого же Союза с Таити - Майтахи!), а через час мы уже принимали на катамаране их президента, местного принца и главного колдуна Раротонга - Йена Карика, который две недели назад вернулся из полуторагодового вояжа на парусном каноэ до Америки и обратно.
08-05. К нам подошел мужик с упаковкой холодного пива, достал оттуда одну бутылку, спросил – кто капитан и …протянул мне остальные 5 бутылок. Его зовут Дэвид Канэ. Он оказался капитаном и владельцем великолепного крейсерского катамарана «LIGHT SPEED», стоящего в 20 метрах слева от нас. Они путешествуют по миру с женой и детьми и побывали уже практически везде! Жизнь налаживалась!
08-30. К нам подошел начальник порта и сказал, что до понедельника мы оформить прибытие не можем, потому предложил нам уйти в море – покататься там и в понедельник утром прийти. Джек включил все свое красноречие, и уже через 20 минут Харбормастер согласился, что мы можем до понедельника жить на судне, но никуда с него не ходить дальше туалета. Вскоре подошел Йен и как-то уладил дело.
10-00. Я один на катамаране, как не ходячий. Постоянно, с интервалом 5 минут, рассказываю всем кто спрашивает – кто мы и откуда. Ребята пошли менять деньги, купить фруктов на базаре, который был рядом с портом, узнать «что-почем»,
11-00. Съели 2 курицы-гриль со свежим очень приличным хлебоми овощами на борту. Поделились новостями «что-почем».
12-00. Разместились в гостинице «Central Motel» - ее управляющий Малком - член Союза парусного каноэ и он нас опекал (помогал во всем) до самого отбытия. Нашли русского врача Оксану (она единственная русская на всем острове, причем с гражданством) – она массажист как раз по моему профилю, вечером договорились с ней встретиться, познакомиться и оценить мои перспективы.
19-00. Я в сопровождении Стаса и Джека были у Оксаны дома. Она снимает домик на берегу Океана. Очень живописно. Комары есть, но мало. Мое состояние оценила как некудышное (я не мог лежать ни на животе ни на спине…), но если бы у нее было пара месяцев поработать со мной – она бы меня подняла. Два месяца у меня не было, было максимум неделя. Она сказала, что сделает все, что в ее силах, но придется форсировать и вместо передышек для организма в 1-3 дня между сеансами, придется работать со мной все дни подряд, а иногда по 2 сеанса в день.
21 октября 2012. Воскресенье.
Я с утра уехал к Оксане «ремонтироваться», а по возвращении – набивал судовой журнал.
Стас чинил GPS и …починил, продолжил вручную штопать кливер. Джек усиленно налаживал связи, в итоге – завтра нас примет местная королева, а после завтра – мы встречаемся с общественностью «Вака-Клуба» - Ассоциации Путешественников на парусных каноэ (вака – это сдвоенное парусное каноэ). Женя и Ольга отбирали фото и видео.
22 октября 2012. Понедельник.
Я – лечусь. Ольга и Джек – готовят встречу с королевой. Женя – передача фото- и видеоматериалов в Штаб экспедиции. Стас – загрузил местную прачечную – собрал и сдал туда все, что можно было постирать.
16-00. Прием у королевы Маргарэт.
Вечером Джек и Стас поехали к Оксане на прием.
23 октября 2012. Вторник.
Я – с утра к Оксане – на «ремонт».
Джек и Ольга – подготовка к встрече (листовки, форма, подарки, фото и видео…).
Стас – ходил в порт и т.п. – искал трубу для ремонта гика. Нашел 2 варианта – оба плохие. Штопал кливер. Снимал карты погоды и ураганов, анализировал статистику их прохождения.
Женя – работа с отснятыми фото- и видеоматериалами.
Вечером – встреча с общественностью «Вака-клуба». Встреча прошла на «пятерку»! Фильм шел без звука, комментировал Джек на английском.
24 октября 2012. Среда.
05-30. Подъем.
06-00. Перегнали катамаран с порта на пляжик, напротив нашего отеля и «Вака-бара». Ждем отлив. Клеим пробоину от зубов куки-каттера.
Я в 8-00 уехал на процедуры к Оксане в клинику, а вернулся только к 15 часам. Стас меня не дождался и сам клеил дыру.
Сделали ревизию всех узлов. Заменили несколько полиуретановых прокладок. Установили дополнительную шверт-таль для фиксации шверта в поднятом положении. Техническая вода в ПЭ канистрочках зацвела и ее вылили, набрали свежей.
25 октября 2012. Четверг.
Я после массажа на катамаран – проверять герметичность заплатки. Накачал. Хоть и слабо, но травит. Время еще есть. Решил переклеить. Отпарил верхнюю протекторную заплатку. Завтра сделаю рядом вертикальный разрез поплавка, залезу туда рукой и заклею дырку от куки катера изнутри, а потом – заклею изнутри (это муторная и филигранная работа на живой гондоле на весу, лежа под катамараном, но я решил, что справлюсь, в крайнем случае – хуже вряд ли будет) и снаружи и поверх обеих заплат наложу большую «протекторную» заплату из основной ткани.
Джек, Ольга и Женя – с утра встреча с ТВ-каналом у катамарана, потом втреча с министром спорта ресурсов и еще чего-то там. Потом Женя и Ольга засели за финансовый отчет, а Джек – за набивку своих дневников.
Стас заправил газом баллон, купил еще один, купил новую газовую печку с редуктором, все установил.
26 октября 2012. Пятница.
С утра: Стас – к Оксане на массаж, потом – штопанье кливера – оно кажется бесконечным. Я – набиваю судовой журнал, потом поехал на процедуры. Джек – донабивал свой дневник, выслал, Женя и Оля – работали с фото- видеоматериалами.
С 15 до 18 часов все ездилили на «экскурсию» на ваку.
А.К.: Вака - это сдвоенное каноэ, построенное 7 лет назад как ремейк на оригинальное полинезийское мореходное судно доколониальной поры. Сегодня это не просто судно – это ХРАМ хранителей культуры этого народа. Экскурсию нам проводил главный шаман острова, штурман ваки - Йен Карика – королевских кровей, умеющий без компаса и GPS – только по звездам – найти путь в океане, более того - прошедший на этом судне до берегов Америки (Сан-Франциско) и обратно.
Вечером – Стас снял очередные прогнозы погоды с разных сайтов, потом мы с ним сравнили прогноз со статистикой ветров и ураганов… Хорошей погоды не ожидается, но, …надо двигаться вперед, дальше (позднее) будет только еще хуже. Если что – есть вариант укрыться на островах Тонга. В общем – можно выходить завтра во второй половине дня, закончив все дела здесь, но уходим в воскресенье утром, так как ночью активизируются куки каттеры.
27 октября 2012. Суббота.
С утра – я с Джеком закупили продукты и воду и разместили все на катамаране. Потом переклеивали дыру в левом поплавке от зубов куки-каттера. Джек мне ассистировал. Стас продолжает штопать кливер, таскает на горбу на лодку аккумуляторы, которые уже зарядились (их у нас три). (А.К.: до лечения Стас не мог поднять аккумулятор на плечо…).
Днем – я и Стас ездили на процедуры к Оксане в клинику.
Женя и Оля – работа с фото- и видео материалами.
28 октября 2012. Воскресенье.
До 7-20 – перебирались из отеля на катамаран. Все утро идет дождь от легкого до тропического проливного.
До 08-00. Укладывались, подкачивались (секция, которую я вчера заклеивал, была пустая - из технологических соображений)…
08-00. Йен надел на нас пальмовые ветви, читал напутствия и заклинания, гарантирующие нам удачное плавание, потом торжественно вручил нам священный заговоренный им камень, который отныне носил имя собственное «Курири» (так здесь именуется птичка, которая улетает в Сибирь откладывать там яйца и высиживать птенцов. А.К. – хорошо бы проверить…). Этот камень будет теперь оберегать нас, в нем энергия древних богов полинезийцев. Все это под проливным дождем…
08-30. Вытолкали катамаран в море на глубину, где нам по колено до пояса. У берега полный штиль, стеной льет дождь, ощущение, что сейчас еще не день, а раннее утро – сумерки какие-то. йен сказал, что это хорошее предзнаменование. Завели мотор и поехали в Океан через проход в рифе. На берегу нас провожало трое: Йен, Малком и Оксана.
А.К.: Мне было грустно до слез – я оставлял на этом кусочке суши посреди Тихого Океана людей, которых успел полюбить – они были бескорыстными нашими друзьями. Мы все обещали еще раз обязательно вернуться на этот остров, приглашали их в Сибирь…
09-00. Отошли пару миль от рифа. Волна – до трех метров, ветер 4 балла, встречный. Подняли грот на втором рифе и не выключая мотора острым бейдевиндом огибали риф окаймляющий остров.
09-30. Обогнули риф у острова. Дождь над нами прекратился, а над островом так и продолжался ливень. Выключили мотор. Тихо стало. Теперь курс в море - на Фиджи. До Фиджи 1282 мили.
Разрифили грот, поставили кливер. Ветер позволяет идти правым галсом в галфвинд.
10-15. Ветер зашел до полного бейдевинда и усилился на вымпеле до 15 узлов. Убрали кливер, размотали стаксель.
10-45. Ветер усилился до 22-24 узлов (в дрейфе – почти истинный ветер + 3 узла дрейфа…). Взяли 2-й риф на гроте, скрутили стаксель до 70%. Погода по прежнему – пасмурная, облачность 100%.
14-30. Резко скисло до 4-6 узлов. Разрифились. Ветер точно в нос.
16-30. Д. 1253 мили. Встречный штиль. Дважды меняли галс – все едино. По прогнозу ждем отход ветра к северу.
Ветровой волны считай нет – так рябь до полуметра, но зыбь – до 2 м.
17-20. Д. 1252 мили. Мы практически стоим. Облака немного раздуло, появилось небо.
С 18 до 24 часов дрейфовали на Ю. Штиль с редкими короткими локальными порывчиками ветра до 2 узлов с непредсказуемого направления. Надо ловить и этот ветер – постоянно перебрасывали грот. В 24 часа пересекли точку, где мы были в 18 часов.
…К вечеру выяснилось, что новый газовый баллон (12 кг) – почти пустой. Проржавели фитинги на концах пластиковых труб и газ потихоньку двое суток травил. Женя Т. час «колхозил» и вроде как не травит больше (в запасе еще один целый нетронутый баллон на 10 кг) и два рабочих.
…С газом у нас на борту новшество – новая печка – очень мощная, но главное с пьезоподжигом (это шестая печка от Форталезы, т.е. 4 уже свое отработали …).
…Сегодня 40 минут лежали в дрейфе – Джек работал под катамараном, распутывал шнуры новой дополнительной системы фиксации шверта в поднятом положении. Их забыли подтянуть когда раздали на бейдевинде и они за день изрядно запутались. Джека изрядно «покусали» «португальские кораблики» - он измазал на себя пол тюбика «Спасателя».
20 октября 2012. Понедельник.
05-00. Дальность 1245 миль. 7 миль за 12 часов – это рекорд! Штиль. Все эти 7 миль проехали с 1-00 до 4-30.
06-30. Анемометр потихоньку закрутился до 2..2,5 узлов. За рулями зажурчала вода. Поставили кливер. Кливер добавил скорости, но ветер зашел до полного бейдевинда и кливер пришлось убрать. Снова поставили стаксель и пошли нужным курсом под твердой «рукой» нашего авторулевого «Пашки».
07-00. Д. 1240. Идем!
08-00. Д 1238. Идем.
…18-00. Д. 1209 миль. 54 мили за день – отлично! Почти весь день несли полный грот и кливер курсами от полного бейдевинда до галфвинда. Отличная погода: солнце, слабый но устойчивый ветерок с правого борта (с N-NW). Денек – как по заказу! Убрали кливер. раскрутили стаксель. На вымпеле 6-7 узлов. Идем2-4 узла. Полная Луна. Светло.
21-00. Д.1200. Обстановка та же.
А.К.: Весь день на палубе только вахтенный. Остальные в палатке (там прохладно, так как она прекрасно продувается) – читают, спят, слушают плееры. На борту появилась новая бумажная книга «Введение в Яхтинг. Тем кому за 30» с автографами авторов - ее подарила мне доктор Оксана. Мы со Стасом просто разрываем ее и книга читается все светлое время суток. Отличный язык, необычное преподнесение материала. Хороший юмор и главное – огромный материал!
30 октября 2012. Вторник.
06-00. Д. 1167. Всю ночь шли под полными парусами, бакштагом, без каких-либо происшествий.
08-30. Д. 1155. Ветерок с утра усилился, а волны нет и идем в среднем 5 узлов, при ветре 6-7 узлов. Наш курс 270 градусов. Дует с N-NE. (А.К.: т.е. на вымпеле галфвинд и кливер на этом курсе обычно не работает – он хлопает, т.к. качка незначительно меняет вымпельный ветер и парус схлопывается). Поставили кливер со сдвижкой галсового угла к левому (подветренному) борту – на конец консольной балки, торчащей с носа – остатки от сортира - …кливер устойчиво работает, поехали чуть бодрее. Идиллия. Редкие облачка на чистом голубом небе, едва заметная качка. Рулит «Пашка». Вахтенному остается зорко осматривать горизонт, чтобы не въехать с разгону в какой-нибудь пароход, которых мы в открытом Океане вовсе и не встретили ни разу.
… Джек с 6 утра до 8 дошивал петли к плавучему якорю. Наконец дошил! Начал он эту работу еще на подходах к островам Кука. С 8 утра взял гитару и распевает нам бодрые песни.
18-00. Дальность 1111 миль. На вымпеле 10-12 уз., Идем 5-6 уз. На ночь убрали кливер, взяли 1-й риф на гроте. Идут фронты облачков с дождями и шкваликами. За последний час дважды нас помочило с неба.
22-30. Д. 1098 миль. Штиль. Это временное явление. Взяли 2-й риф на гроте, так как за последний час приняли три шквала до 26 узлов, с дождями.
22-40. Поехали. Подуло с С-СВ.
23-00. Облачность 100%. Но Луна за облаками все же освещает ситуацию. Справа страшно смотреть – чернющие облака образуются прямо на глазах из ничего и выстраиваются в линию, а мы идем по их краю. На вымпеле 12-15 уз.
31 октября 2012. Среда.
06-00. Д. 1065. Разрифили грот, скрутили стаксель, поставили кливер.
…Ночью шли бакштагом со скоростями от 3 до 8-9 узлов. Шквалило из под тучек, иногда с дождиком.
09-00. Ветер зашел к С. – это уже бейдевинд. Убрали кливер, раскрутили стаксель. 100% облачность. Вокруг из туч поливает проливными дождями, а мы как-то умудряемся идти сухими.
До 13-00. Продолжаем идти бейдевиндом. Не быстро, в среднем 3-3,5 узла. Тучи развеялись и было жарко.
13-00. Вдруг все небо мгновенно оказалось в тучах, а слева с наветра на нас идет черная стена с дождем… Аврал. Рифимся до 2 рифа и скручиваем стаксель до 10%. Ждем-с. Легкий шквал до 17 узлов с дождем. Все.
13-30. Снова разрифились - сначала до первого рифа, а через 5 минут полностью. На вымпеле 14-15 уз., Острый бейдевинд, но идем по пеленгу.
14-30. Опять едва тащимся 2-3 узла, но уже в галфвинд. Тучи со всех сторон, но они на фоне высоких перистых облаков. Д. 1034.
18-00. Д.1022. Красный закат и на востоке красный отсвет. На всем небе пара дырок голубого неба, остальное в облаках в три слоя. Берем 2-й риф на гроте.
18-40. За кормой 10 000 миль, в том числе 6040 по Пацифику. Стас по этому поводу побрился наголо.
24-00. Д. 1001 миля. Все нормально.
Материал: http://www.ocean.energydiethd.com/journal/september/